![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Категории воли и принуждения относятся к фундаментальным категориям славянской культуры. Они отражают многотрудные и разнообразных по формам пути сложения государственности в странах Центральной и Восточной Европы на протяжении 18-20 веков, противоречия на пути национальной и конфессиональной самоидентификации. Противоречивые устремления к свободе с одной стороны, и осознанные, а также запрятанная в глубины коллективного бессознательного жажда «сильной руки», власти – с другой, определили важные свойства национального менталитета славянских народов, таких несхожих между собой, но при этом имеющих общую проиворечивую установку. Эти особенности «характера» региона (или вернее сказать регионов!) нашли отображение в литературе, искусстве, общественной мысли и воплотились как в мотивы революции и бунта (бессмысленно и беспощадного в восприятии одних, и несущего волю – в сознании других), темы борьбы со сложившимися стереотипами и традициями, но также и в мотивы оправдания нормы, призвания к покорности и смирению перед лицом фатальных обстоятельств общей и личной судьбы художественных персонажей, а также реальных исторических личностей. Славянские культуры в этой антиномической дихотомии не оригинальны, они подчинены общим ритмам универсальной культуры, ведут начало с истоков человеческой цивилизации. Однако именно славяне, как представляется, прошли особенно трудный путь по пути осознания категории воли в ее противоречивых проявлениях. Как и в предыдущих исследованиях Отдела, культура рассматривается прежде всего как текст, то есть единая подвижная система значений, реализуемых на разных уровнях и посредством различных кодов. Поэтому темы, затрагиваемых в рамках общей проблематики, касаются не только феноменов реальной истории (включая историю искусства и литературы), но и устройства языка культуры, то есть, семантики и прагматики высказывания, риторики власти. Среди проблем, требующих особого внимания исследователей – проблема власти и ее (само)репрезентации в языке и культуре славян, тема революции в истории и искусстве; проблема «нормы» и ее нарушения в искусстве и литературе; проблема пространства и времени в отношении личного и общественного начала, а также мифопоэтических представлений, связанных с границами миров (и мира пограничья как зоны свободы); и многие другие. В конференции приняли участие коллеги из Хорватии, Польши и Эстонии.