![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
1. Философия в современной России существует в трёх разновидностях: в качестве «литературной» философии – не теоретической, не систематической, обращённой к широкому непрофессиональному потребителю, в качестве академической философии – теоретической, узкоспециализированной и адресованной профессиональному потребителю, и в качестве университетской философии – теоретической, систематической, адресованной как профессиональному, так и непрофессиональному потребителю в сфере образования. 2. Литературная философия – самая старая в России. Она появилась раньше университетской, возникшей лишь в конце 17 – в 18 вв. С рождением последней литературная философия стала развиваться во взаимодействии с ней, оставаясь всё же независимой. В советский период литературная философия почти исчезла, но в постсоветское время возродилась. 3. Университетская философия представлена двумя ветвями: это общеобразовательная и специализированная, профессиональная. Изначально философия существовала в университетах как общеобразовательная дисциплина, и именно в таком статусе она появилась в российском университете, когда тот был создан. Специализированное, профессиональное направление в философии стало развиваться лишь после 1850 г. Обе ветви философии тесно связаны, предполагают друг друга. В советский период истории общеобразовательная философия вышла за пределы университетов и вошла во все вузы. 4. Академическая философия возникла в советское время как проекция в академические институты специализированного, профессионального направления университетской философии. Специализированная, профессиональная философия, как академическая, так и университетская в советское время имели своей главной задачей обеспечение общеобразовательной философии. 5. В пост-советский период происходит разобщение всех вышеназванных разновидностей философии, которые теряют связь, перестают взаимодействовать. Литературная философия заняла враждебно-критическую позицию по отношению к философии академической и университетской, а обе последние относятся к ней равнодушно-иронически или презрительно. Профессиональная философия – академическая и университетская оторвались от общеобразовательной философии, дистанцируются от неё всё более, существуют сами для себя. А общеобразовательная философия претерпевает разносторонний внутренний кризис, подвергается сильному давлению со стороны образовательной среды, лишилась государственного заказа. 6. Кризис университетской философии связан не только с разобщением, рассогласованием всех разновидностей философии, но и с растерянностью государства как главного заказчика образования. Другой заказчик и возможный потребитель философии – общество удовлетворяется философией литературной. В прошлом заказчиком философии как знания и философского образования была ещё и церковь, но ныне её заказ слишком слаб и специфичен. 7. Отсюда следует, что перспективы университетской философии в 21 в. не радужные. Вслед за упадком, вырождением и увяданием общеобразовательной философии настанет черёд философии профессиональной, специализированной. На практике это означает, что академические институты могут закрыть, а философские факультеты, расплодившиеся в пост-советское время, либо также закроют, либо низведут до уровня отделений и кафедр. Такое в истории российской философии уже было.