![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Повышение квалификации преподавателей иностранного языка для специальных целей и, в частности, языка делового общения предполагает не только совершенствование методики преподавания, но и лингводидактический аспект работы (исследование конкретных языковых явлений в целях их преподавания). Так, коммуникативная функция языка и особенности информации, присутствующей в деловом стиле, необходимо должны учитываться в методике обучения языку делового общения. В качестве лингвистической базы для разработки новых методов обучения языку делового общения предлагается принять: 1. Теорию языковых функций С.Г.Тер-Минасовой; 2. Теорию информативности речи И.Р. Гальперина; 3. Стилистические особенности жанров устной и письменной форм делового общения. В лингвистических работах, посвящённых функциональному аспекту языка, выделяется до нескольких десятков различных языковых функций. Двумя основными функциями языка являются функция сообщения и функция воздействия, реализующие другие, более конкретные языковые функции в речи. Функция сообщения реализуется максимально полно в стиле научной прозы (называемом также интеллективным), в то время как функция воздействия преобладает в художественном стиле (стиле художественной литературы). При этом, как отмечает С.Г. Тер-Минасова, «разграничение функций сообщения и воздействия, а также соответствующих функциональных стилей отнюдь не означает, что эти понятия действительно разобщены. Речь может идти лишь о преобладании той или другой функции...» [1, C.44] Деловому стилю языка в немалой степени присущи те же языковые особенности, что и публицистическому стилю, рассмотренному в работе С.Г.Тер-Минасовой. Можно говорить о сопоставленности в текстах устных и письменных деловых сообщений двух основных функций языка – функции сообщения и функции воздействия. Функция сообщения в языке делового общения реализуется в подаче фактологической информации (о ценах, условиях, сроках, услугах и т.п.). Функция воздействия связана со стремлением людей придти к  тому или иному решению или компромиссу и реализуется различными способами в процессе взаимодействия людей в деловой сфере в зависимости от: а) их отношений (конкуренты, партнёры, клиенты и т.п.); б) иерархической принадлежности (общение с руководством, с коллегами, с подчинёнными); в) цели взаимодействия (урегулирование конфликта, запрос, отказ, презентация и т.п.). Таким образом, языковая функция воздействия отражает прагматико-концептуальную информативность в речевой практике делового общения как письменной, так и устной. Соответственно, виды информации в деловом стиле, так же как и функции присущих ему языковых единиц, проявляются в языке делового общения в своей контаминированной форме. В связи с вышеизложенным, при разработке конкретных методов обучения языку делового общения необходимо должны учитываться: а) соответствие языковой функции сообщения фактологической информативности речи, а языковой функции воздействия – прагматико- концептуальной информативности делового общения; б) контаминирование вышеуказанных языковых особенностей в речи; в) отражение данных особенностей определенными языковыми единицами. Литература: 1. Тер-Минасова С.Г. Синтагматика функциональных стилей (на материале современного английского языка). Дисс. ... доктора филол. наук. – М., 1980 2. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. Пособие по курсу общего языкознания. – М.: Высшая школа, 1974 3. Алексеева А.А. Стилистика деловой коммуникации (на материале французского языка) // Вестник Московского университета. Серия 19. 2004, No4. – С. 126-130