ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
1. В предвыборной кампании 2020 года в США неожиданно важное место заняли далеко не темы экономики или медицинского страхования, а проблемы политической риторики – границы свободы слова, достоверность новостей и «язык ненависти» (hate speech), захлестнувший традиционные и новые медиа. 2. Социологические опросы последних лет показывали рост недоверия и к политикам, и к журналистам, и к социальным сетям, при том, что, по мнению, Марка Цукерберга, «высказывания простых людей в Интернете стали новой силой в мире, пятой властью, наряду с другими властными структурами в обществе». 3. Американские медиа, преимущественно (более 90%) выступавшие на стороне демократической партии, обвиняли действующего президента во всех бедах страны, в целом, и в упадке массовой коммуникации, в частности. Его вину в разжигании вражды отмечали многие журналисты, учёные, политологи и политики, приводя достоверные факты: Дональд Трамп издал указ о запрещении въезда из нескольких мусульманских стран, выступал против иммигрантов из Мексики, найдя для них ярлыки «насильников» (rapists) и распространителей наркотиков, он изобрёл оскорбительные для китайцев клички для Covid-19 – «китайский вирус» (China virus) и «грипп кун фу» (Kung flue), сторонников движения Black Lives Matter называл «террористами» и «головорезами» (terrorists and thugs), а цветным женщинам, избранным в конгресс, посоветовал уезжать на их первую родину… В июле этого года Джон Байден обвинил Трампа в «разжигании пламени ненависти в стране». Однако, язык вражды нередко звучал и со стороны демократов: они называли Трампа «фашистом», «нацистом», «сексистом» и «лжецом», а его сторонников «тупой толпой». Дело дошло до того, что выдвинутый Трампом предвыборный лозунг MAGA («Make America Great Again») некоторые журналисты сочли «символом насилия, раскола и вражды». Атмосфера нетерпимости захлестнула не только политические партии, масс медиа и социальные сети, но даже университеты. 4. Кроме того, учёные, политологи и журналисты в последнее время не раз обращали внимание на то, что обострение «языка ненависти» и рост насилия на американских улицах тесно взаимосвязаны. Так, в недавнем отчёте ФБР в ноябре 2020 г. содержались данные, свидетельствующие о росте насилия и убийств на почве ненависти до наивысших значений с 90-х гг. Сайт U.S. Press Freedom Tracker также отмечал рост агрессии против журналистов, которую, по их мнению, подстегнула смерть Джорджа Флойда во время полицейского задержания 25 мая. Наконец, телезрители всего мира могли и сами воочию наблюдать волну насилия, погромы и грабежи в репортажах из разных городов США. 5. Известно, что все попытки ограничить свободу высказывания в США и принять законы, которые давно существуют во многих других странах мира и ограничивают возможности прямых оскорблений в СМИ и Интернете, обычно наталкивались на Первую поправку в Конституции страны. Однако обострение политической борьбы и «речей ненависти» в Америке заставило многих руководителей бизнеса и политики, традиционных медиа и социальных сетей выступить с предложениями ввести хоть какие-то ограничения, о чём, в частности, говорили и писали топ-менеджеры Facebook и Twitter в 2019-2020 годах. Несколько крупных фирм летом 2020 года провели через рекламные агентства целую кампанию давления на Facebook против расистских высказываний и лживых новостей, распространяемых на этой платформе. Стратегия внутренней цензуры всё больше и больше проникает в медиа сообщество США.