![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Рефлексивное мышление выделяется в современной философской, педагогической и психологической литературе как особенно важное качество целостной личности, соответствующей требованиям настоящего и будущего. Большое внимание к теме осознанности мышления отводится в междисциплинарной области когнитивных наук. Способность к внимательному осознанию, умению направлять произвольное внимание на изучаемый объект и на собственную рефлексию должна формироваться и активно использоваться в процессе образования, а так же закрепиться как результирующая компетенция. Личность, способная к рефлексивному мышлению, проблематизирует внешний и внутренний опыт, становится «менеджером самого себя», личностью открытой к критическому анализу информации и постоянному самообучению. Рефлексивное мышление предполагает освобождение от автоматической схемы действия и восприимчивость разума к каждому моменту мысли. Именно связанность и осознанность потока мыслей предполагает философ образования Джон Дьюи, когда вводит термин «рефлексивное мышление» (reflective thought). Естественный процесс поэтапной рефлексии лежит в основе его педагогической идеи: процесс обучения - постоянный переход от столкновения с проблемой через сомнение и поиск к её разрешению. Решающим моментом является постановка вопроса - только через ответ на вопрос, направляющий поток сознания в нужном русле, неупорядоченная информация становится знанием. Идеи Дьюи по содержанию очень близки концепции «внимательного обучения» Элен Лангер, американского профессора психологии, специалиста в области теории осознанности. Внимательное обучение можно отнести к особому типу когнитивного стиля, задающего особенности восприятия и переработки человеком информации. Так же как и в подходе Дьюи образовательный процесс организуется вокруг центрального Я ученика. В концепции Лангер учащийся и учитель активно воспринимает новую информацию, сообразуя её с ранее накопленным личным опытом. Основная черта внимательного обучения - отсутствие принципа передачи знания как абсолютного и неизменного. Неопределённость оставляет место для личного поиска и рефлексии, привлечения дополнительной информации. Поступающие данные обрабатываются не автоматически по ранее проложенным схемам, а подвергаются критическому осмыслению, рассмотрению с разных точек зрения. Понятие контроля в работах Лангер перекликается с пониманием свободы Дьюи: «Истинная свобода, говоря кратко, интеллектуальна; она основывается на воспитанной силе мысли, на умении "перевертывать вещи со всех сторон", разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать.» Контроль у Лангер - ощущение активности своего мышления, свобода от влияния предвзятости. Лангер отмечает, что внимательное обучение открывает восприимчивость к контексту, а значит, возможность связи отдельных знаний в единое, но динамичное целое. Также следует связать концепцию внимательного обучения с концепцией эмоционального интеллекта. Саморефлексия внутренних ощущений и интерес к контексту другого - ключ к истолкованию обстановки и принятию верных решений. Нейробиологические исследования феномена направленного внимания, свидетельствуют о том, что подобный подход в образовании улучшает интеграцию полушарий головного мозга, стимулирует области эмоционального подкрепления. Обе рассмотренные концепции предполагают формирование дисциплинированного типа мышления, для которого состояние обучения естественно. Это мышление, готовое вернуться назад и взвесить альтернативы, в нём противоречие не ведёт тупик, а рождает толчок для дальнейшего размышления. “Прямое, немедленное проявление или выражение импульсивного устремления пагубно для мышления. Только когда импульс до известной степени отталкивается, возвращается назад, возникает рефлексия.” Этот положительный конфликт находит свою концептуальность в осмысленном вопросе, который делает познание целенаправленным и осознанным.