![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Внимание к анализу положения детей-инвалидов обусловлено рядом обстоятельств. Мировой тренд к увеличению абсолютной и относительной численности инвалидов проявляется и для лиц детских возрастов. Количество детей-инвалидов составило в России на начало 2022 г. 729 тыс. человек, увеличившись с 2015 г. на 20,5%. На 10 тыс. детей в возрасте 0-17 лет приходится 232 ребенка с инвалидностью (сайт Росстата). На динамику численности детей-инвалидов оказывают влияние различные факторы, включая улучшение диагностики, изменение подходов к установлению статуса ребенка-инвалида, а так же оценку социальной значимости этого статуса для самого ребенка и его семьи. Детский возраст является весьма восприимчивым как к негативным, так и позитивным воздействиям на организм, ранее выявление инвалидности, принятие эффективных реабилитационных мер позволит стабилизировать состояние здоровья и, впоследствии, может привести к изменению статуса – снятию инвалидности. Создание благоприятной среды, условий для образования, социализации, досуга, отдыха, физической активности позволяет минимизировать влияние здоровья на ограничение возможностей, адаптироваться ребенку к повседневной жизни с учетом состояния здоровья, вести полноценную жизнь. В последние годы отношение к детям-инвалидам и необходимости обеспечения социальной инклюзии в их отношении в российском обществе достаточно сильно изменилось. Увеличилась численность и доля детей-инвалидов, получающих дошкольное и общее образование. Основными причинами непосещения дошкольных образовательных учреждений и дополнительных развивающих занятий детьми-инвалидами выступает, по мнению родителей, их состояние здоровья. Проблемы со здоровьем рассматриваются как основание для того, чтобы кто-то из родственников дома присматривал за ребенком. Однако тем самым ограничиваются возможности его социализации. Возможно, на решение родителей оказывает влияние недостаток информации о существующих образовательных и развивающих программах, существующих поблизости нужных учреждениях. В ряде случаев остается проблемой наличие подходящей дошкольной образовательной организации рядом с местом жительства ребенка-инвалида и его семьи. В силу этой же причины не всегда дети-инвалиды имеют возможность посещать необходимые дополнительные развивающие занятия. В большинстве случаев родители детей-инвалидов оценивают организацию различных сторон деятельности общеобразовательных организаций выше, чем родители детей без инвалидности. Оценки успешности обучения своих детей в школе по мнению родителей детей-инвалидов так же выше, чем родителей детей без серьезных проблем со здоровьем, что зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Дети-инвалиды чаще других посещают театры, зоопарки, цирки, однако в отношении других учреждений культуры преимущество за детьми, не имеющими проблем со здоровьем. По мнению родителей – основная причина кроется именно в проблемах со здоровьем. Экономический фактор (затраты на оплату услуг учреждений культуры и дополнительного образования) не играет роли, видимо, в силу масштабов предоставления услуг на бесплатной основе для данной категории детей. Говоря о специфических формах поддержки, родители ребенка-инвалида прежде всего обращают внимание на необходимость медицинского и психолого-педагогического сопровождения (3/4 опрошенных). В будущем, по завершению общего образования, большая часть семей с ребенком-инвалидом настроена на получение им среднего специального образования. Среди родителей детей-инвалидов гораздо чаще встречаются те, кто пока не определился в отношении будущего ребенка или в их семье отсутствует настрой на продолжение ребенком обучения. Для повышения результативности адаптации детей-инвалидов к жизни в обществе представляется необходимым повысить качество индивидуальных образовательным программ, а так же обеспечить транспортную и инфраструктурную доступность образовательных учреждений.