![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Отмечается, что более двух тысяч лет назад древнеримский поэт Публий Овидий Назон создал свою мифологическую поэму "Метаморфозы" о превращениях людей и богов в животных, созвездия, растения, камни и т.д. Она стала, по словам выдающегося русского живописца, театрального художника и историка искусства А.Н. Бенуа, "самой занимательной книгой из всей классической литературы". Подчёркнуто, что с эпохи Возрождения сюжетами Овидия питалась вся европейская культура: более 200 мифов, содержащихся в этой поэме, стали источником многочисленных интерпретаций; на их основе создавались драмы, трагедии, новеллы, музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства. Обращено внимание, что из огромного массива историй и сказаний наибольшую популярность получили несколько десятков мифов, среди которых миф о Нарциссе. В частности, автор указывает, что 1912 году русский композитор Владимир Иванович Ребиков (1866 - 1920) написал по этому мифу на собственное либретто одноактную оперу "Нарцисс" (ор. 45), а в то же время, когда В. Ребиков писал свою оперу, мифологический сюжет из "Метаморфоз" Овидия о Нарциссе привлёк внимание другого русского композитора - Николая Николаевича Черепнина (1873 - 1945), который по заказу Сергея Дягилева написал одноактный балет "Нарцисс" ("Нарцисс и Эхо") (ор. 40). Рассматривая один и тот же античный миф, автор сравнивает два произведения разных музыкально-сценических жанров, авторами которых явились два русских композитора начала XX века, концентрируя внимание на различиях в интерпретации сюжета и сценических судьбах произведений.