![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Аннотация доклада МЕТОДОЛОГИЯ ДЖ.КЕЙНСА И А.МАРШАЛЛА Деленян Арут Андроникович В США на деле в ходе «великой депрессии» было принято положение о необходимости регулирования рыночной экономики, в течение длительного времени отрицаемое неоклассической парадигмой. В дальнейшем регулирование экономики индикативными методами стало общепризнанным положением практики и всех учебных курсов. Регулируемость экономики в данном случае представляет собой факт существенный, а то, какими методами она осуществляется – директивными или индикативными, как показал в дальнейшем опыт корпоративного капитализма Японии, можно отнести к особенностям ее осуществления. В теоретическом плане так и не получил глубокой методологической проработки вопрос – такого рода экономика принципиально остается рыночной или в ней появляется тот самый плановый элемент, изменяющий всю конфигурацию хозяйства? Насколько фактическое становление плановой экономики индифферентно к классовой структуре общества? В практическом плане создание финансовых корпораций, выдающих ипотеки и явилось реализацией указанной идеи Кейнса. Это и являлось основой планирования по-кейнсиански, а с точки зрения воспроизводства, основой совмещения временных горизонтов индивидуального и макровоспроизводств. Получение ипотеки означало прикрепление домохозяйств (то есть микроуровня) к макроуровневому развитию. Человек, получающий заработную плату и расходующий ее на предметы краткосрочного и длительного пользования связан своей мотивацией с уровнем развития на макроуровне (федеральном, государственном, всего общества в какой-то степени) краткосрочным рыночным способом удовлетворения потребностей. Это необходимо особенно подчеркнуть, долговременные потребности работника. Однако важно в данном случае не только включение Дж.Кейнсом методов регулирование в практику капиталистического хозяйствования. Но эти положения А.Маршалла оставались общими и Дж.М.Кейнсу. Общество с организационными отношениями в наши дни может претендовать на форму, дающую простор информационной экономике.