![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Изучая термин religio в русле истории понятий, чаще всего перескакивают от античных контекстов сразу к средневековым, отмечая сужение семантического поля почти исключительно до церковных и даже конкретно монашеских институций. Так, еще в начале средневековья св. Исидор Севильский в VIII книге «Этимологий», опираясь на известный труд римского апологета II века Л. Ф. Лактанция «Священные установления», называет «религией» только правоверие. Нередко считается, в связи с этим, что термин «религия» в современном смысле возник только в Новое время и был навязан в колониальную эпоху западной культурой как другим регионам мира, так и своему собственному прошлому. Однако неверным шагом с точки зрения истории понятий является игнорирование такого важнейшего контекста, как библейский. В нем мы обнаруживаем два основных терминологических ряда – латинский (religio, religiosus, religo, colo) и греческий (θρησκεία, εὐσέβεια, εὐλάβεια, σέβασμα) а также группы как этих, так и других, родственных им или соседних с ними понятий (например, superstitio, δεισιδαιμονία), важных для истории религиоведческой терминологии, которые подлежат семантическому анализу в соответствующих контекстах. Анализ показывает, что в двух основных европейских библейских традициях, греческой и латинской, наличествует терминология, покрывающая основное поле значений тех религиоведческих терминов, которыми мы пользуемся и сегодня: в узком смысле – «благочестие» и «культ»; в широком смысле – «религиозная конфессия», которая может быть своей или чужой, истинной или ложной.