![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Каждый монастырь не только хранилище духовной памяти, но и своего рода камертон событий, испытываемых ближайшим окружением и страной в целом. Одним из таких мест, оказавшихся в непосредственной близости к поворотному и трагическому периоду в жизни России, является Иосифо-Волоцкий монастырь. К царствованию Алексея Михайловича, пережив эпидемии, войны с татарами, литовцами, шведами, «смутное время», народные бунты, здания монастыря представляли собой невзрачное зрелище. Несмотря на разруху «смутного времени» в Москве продолжал действовать Приказ каменных дел. Ему подчинялись подмастерья каменных дел – архитекторы и организаторы работ по изготовлению кирпича. Это были т.н. «московские каменщик軬 – высококвалифицированные мастера-инструкторы, которым выделялись из казны ресурсы, а также поручалось не только проведение работ в Москве, но и осуществление строительства в других городах России. Одним из наиболее известных городовых мастеров был Иван Неверов, за плечами которого было строительство в Коломне, Твери, Смоленске, а также – в Костроме, где его артелью были усилены и надстроены в высоту до 11 м. монастырские стены и башни Ипатьевского монастыря. В 1645 г. Неверов прибыл в монастырь, где он произвел обмеры, составил описание стен и башен XVI века, а также оставил указание, какими общими соображениями следует руководствоваться при возобновлении сооружений. Таким образом, им было выработано т.н. «проектное задание», в котором рекомендовалось ежегодно строить по одной башне и одному пряслу стены. Иван Неверов указал, что стены должны быть такими же, как в Симоновом монастыре в Москве, который в те годы считался вершиной фортификационного искусства.Но главную заслугу проведенной в 17 веке реставрации монастырских зданий справедливо можно приписать местному архитектору («подрядчику каменных дел»), крестьянину Дмитровского уезда – Трофиму Игнатьеву – «не находящемся на государевой службе». Ему принадлежит строительство стен и башен монастыря, восстановление Богоявленской церкви и трапезной, а главное – создание поражающей красотой надвратной церкви Петра и Павла, венчающей вход в монастырь.