![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
На корпусе северноселькупских фольклорных текстов, записанных с 1925 по 2015 год, как архивных, так и опубликованных, объемом более 100 тыс. словоупотреблений рассматриваются персонажи с увечьями, отклоняющиеся от «обычных человеческих стандартов» (безголовый, не имеющий пупа, безухий, безносый, с тремя пальцами на руках, с неморгающими глазами и т.д.). Практически все они связаны с иными, нездешними, потусторонними мирами. Подобные персонажи фигурируют как в волшебных сказках, так и в описаниях видений шамана во время его путешествий в иные миры. Интересно, что смерть человека, а следовательно, переход его в иной мир, тоже может описываться через метафору потери жизненно важных органов (приобретение увечья): в бою герой (чаще не селькуп, а его враг) падает «без языка, без ушей» (то есть не говорит, не слышит) и, значит, уже не с людьми, а в ином мире. Рассмотрение увечья как признак принадлежности к иному миру не редкость для фольклора многих народов, в частности, соседей селькупов – кетов. В докладе будет показано, с помощью каких лексических, грамматических и словообразовательных средств описываются увечья (и принадлежность к иным мирам) в селькупских текстах.