![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Православие, распространяясь по территории России с конца X века, создало множество очагов веры по всей огромной территории страны. Каждый православный храм явился таким очагом; однако в большей степени это можно сказать о монастырях, особенно крупных и деятельных, сосредоточивших большое количество братии и привлекающих мирян своими святынями, опытными в духовной жизни старцами и сосредоточенной теплой молитвой. Такие места издавна было принято называть святыми; прообразом и идеалом среди них явилась, несомненно, Святая Земля Иерусалима. Особенно почитаемыми становились святые места с богатой историей духовности, освященные жизнью святых подвижников. Святые места России (впрочем, и не только России) расположены в разных природных зонах и на разных высотных уровнях, от заполярного севера до жаркого юга, от низменных болотистых равнин Нечерноземья до высоких гор альпийского пояса, от морских или озёрных островов до глубоких меловых пещер и отвесных скал. Есть среди них поражающие необычностью своих культурных ландшафтов, а есть и скромные, органично вписывающиеся в неброскую природу средней полосы. Природные компоненты очень важны в определении облика культурного ландшафта святого места. Однако при всем их различии святые места имеют общие черты в своём облике. Прежде всего, это наличие храмов (одного или нескольких), имеющих форму корабля, плывущего в Царствие Небесное, определенную типовую структуру здания (с приделами или без) и ориентированных определенным образом относительно сторон света. Алтарная часть всегда обращена на восток; соответственно, основной вход в храм бывает, как правило, расположен с западной стороны, а наиболее вытянутые боковые части храма — с северной и южной сторон. Соответственно, создаются определенные условия освещенности и температурного режима окружающей храм территории, что определяет возможности использования микроландшафтов для освоения и украшения церковной территории. Определенным образом организована и территория святых мест, прежде всего монастырей: конфигурация ограды, определенный набор зданий, функциональные зоны территорий, декоративные участки, малые архитектурные формы и т.д. Общежительные монастыри и некоторые храмы имеют и участки хозяйственного землепользования (поля, огороды, луга, рыборазводные пруды, плодовые сады, производственные территории и проч.). Труд и молитва — основные составляющие христианской жизни — определяют облик культурных ландшафтов святых мест. Изучение факторов формирования культурных ландшафтов тех или иных святых мест целесообразно с точки зрения исторической географии. Многие монастыри обязаны своим возникновением подвижникам, которые уединялись в труднодоступных местах для молитвы, а затем вокруг них собиралась братия. В настоящее время сохранилась лишь малая часть таких природно-культурных ландшафтов. В основном теперь все они освоены, что объяснимо и с точки зрения общегеографических процессов. Тем более ценны некоторые примеры, где природное окружение оказалось мало затронутым последующим хозяйственным освоением и создает облик территории, похожей на ту, которая явилась местом подвига святого — основателя монастыря. На историю создания святых мест во многом влияла и политическая ситуация времени, и волевые решения конкретных государственных лиц. В ряде святых мест сохранились особые природно-культурные памятники — например, старые деревья, на которых явились иконы или рядом с которыми произошли значимые для истории святого места события. Такими памятниками могут быть и другие элементы культурного ландшафта — холмы, пещеры, острова и т.д. Особую роль здесь играют святые источники с целебной водой, зачастую оформленные колодцами и закрытыми купальнями. Почитание таких объектов, однако, не имеет общего духовного корня с языческим обожествлением сил природы. Культурные ландшафты некоторых святых мест формировались не без чудесных явлений, которые противоречили природным закономерностям и вмешались в, казалось бы, незыблемые природные процессы. Возникновение таких святых мест поражает своей кажущейся на первый взгляд «нелогичностью». Большое значение имеет картографический метод в отображении культурных ландшафтов святых мест, в т.ч. различных исторических срезов. Благодаря составлению и изучению разномасштабных карт можно обнаружить не заметные на первый взгляд закономерности. В последнее время наблюдается тенденция возрастания интереса к святым местам и их культурным ландшафтам, развитие туризма и паломничества. Информационное обеспечение таких посещений с целью ознакомления с историей, географией и общим обликом святого места приобретает в этой связи огромное значение.