Описание:Целью курса является описание поля моральных проблем в бизнесе, а также путей практического воплощения нравственных требований к бизнесу со стороны общества и методов обоснования этически оправданных и допустимых решений в бизнесе.
В спецкурсе дается представление об этике бизнеса как прикладной этической дисциплине, основных подходах в современной этике бизнеса к пониманию роли морали в координации деятельности людей и способах реализации моральных ценностей и норм в предпринимательской практике. Рассматриваются моральные стандарты и этические основания принятия решений в бизнесе (как в сфере индивидуального морального выбора предпринимателя, так и в сфере институционального регулирования бизнеса), а также нравственные аспекты отношений предпринимателя с партнерами, обществом и государством.
Среди проблем, которые рассматриваются в курсе, структурные и личностные причины коррупции и способы противодействия ей; злоупотребления в маркетинге (нарушение принципа справедливой конкуренции в маркетинге, нечестные методы в ценообразовании, нечестные методы ведения торгов, мошенничество на рынке потребительских товаров и услуг) и методы противостояния им; нравственно-этическая экспертиза коммерческой рекламы и разделение моральной ответственности в рекламе; вопросы корпоративной социальной ответственности предприятий и социальной ответственности транснациональных корпораций (обоснование социальной ответственности предприятий; международный и национальные стандарты в области социальной ответственности; вознаграждение за труд; использование детского труда; принудительный труд; охрана здоровья и безопасность труда; защита окружающей среды и прав местного населения; свобода объединений и право на заключение коллективного договора; дискриминация; спонсорство и благотворительность бизнеса; нравственные проблемы использования знаний и информации в бизнесе; нравственные проблемы использования новых информационно-коммуникативных технологий в бизнесе и др.). При рассмотрении конкретных нравственных проблем в отечественном бизнесе привлекается опыт их решения в других странах.
В курсе рассматриваются также национальные особенности ведения дел в бизнесе в некоторых странах и регионах.