Описание: «ИНОБЫТИЕ МИФА В КУЛЬТУРЕ»
для студентов, обучающихся по специальности «Культурология»
Составитель: д.ф.н. Козолупенко Д. П.
Часть 1. Аналитическое и мифопоэтическое: (не)-возможности совмещения
Тема 1. Формы бытия мифа и мифопоэтического в культуре и различных типах мировосприятия.
Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определённым образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными словами, предполагающих специфическую онтологию и аксиологию (а в некоторых случаях - и праксиологию), непосредственно связанных с гносеологическими и антропологическими установками, на которых данный тип мировосприятия базируется. В качестве основных и наиболее изученных на настоящий момент нами были выделены два типа мировосприятия, свойственных человеку и обществу в определённые периоды становления и развития и, соответственно, доминирующие в определённых культурах – аналитический и собственно мифопоэтический. При этом при обращении к мифу и мифопоэтическому было замечено, что при его анализе возникает множество разночтений и даже противоречий в его трактовке, что оказывается связано не только с многомерностью самого феномена мифа, но и с тем, что при обращении к различным культурам и различным типам мировосприятия, мы можем обнаружить также и различные формы мифа и мифопоэтического.
Говоря точнее, при анализе культур с явным или неявным доминированием мифопоэтического или аналитического типа мировосприятия выявляется (в различном соотношении) как минимум три формы бытия мифа и мифопоэтического типа мировосприятия в культуре:
1- собственно миф в его традиционном и "диком" виде, как он существует в первобытных обществах при явном доминировании мифопоэтического типа мировосприятия и как он продолжает существовать при общей культурно-антропологической тенденции вытеснения мифопоэтического типа мировосприятия аналитическим в фольклорных формах (волшебных сказках и былинах);
2- инобытие мифа в художественной литературе (которая, сама по себе образуется при вытеснении мифопоэтического типа мировосприятия аналитическим) и визуальных типах искусства;
3- мерцание мифа или же так называемый «квази-миф», как он присутствует в массовом сознании при доминировании аналитического типа мировосприятия (в том числе в политических и современных «социальных» мифах и различных проявлениях "архетипического").
Рассмотрению и выявлению специфики первой из них фактически был посвящён спецкурс «Мифопоэтика как феномен культуры и тип мировосприятия». Большинство вопросов, затронутых в этом курсе, также нашли своё отражение в монографиях Козолупенко Д.М. Миф: на гранях культуры; Козолупенко Д.М. Мифопоэтическое мировосприятие и ряде статей в журналах «Мир психологии», «Вопросы культурологи», «Философия и культура» и др.
Курс «Инобытие мифа в культуре», являясь своеобразным продолжением первого курса, сосредоточен вокруг круга вопросов, связанны с исследованием специфики и проявления 2 и 3 форм бытия мифа и мифопоэтического и, свою очередь, рассматривает особенности и варианты проявления мифопоэтического в доминантно-аналитическом типе мировосприятия.
Такая постановка вопроса – «варианты проявления мифопоэтического в доминантно-аналитическом типе мировосприятия» - сама по себе уже как бы предполагает, что миф и мифопоэтика – явления, отнюдь не закреплённые намертво за одним лишь типом культуры (хотя мы и согласимся в полной мере с утверждением С.Аверинцева, что «миф в собственном смысле слова есть миф первобытный и никакой иной» - и именно этому «мифу в собственном смысле слова» и было посвящено всё наше предыдущее исследование), а напротив свойство «мифопоэтизации», неизбывное стремление к созданию «мифического» и «квази-мифического» есть характеристика человеческого и потому обнаруживается в любой культуре и в любом типе мировосприятия – в том числе и аналитическом. Парадокс, к которому мы ещё вернёмся позднее, будет заключаться в том, что если относительно древних и так называемых «примитивных» мифов любой исследователь - и даже любой обыватель - с уверенностью может заявить, что «это, собственно, и есть миф», то относительно мифов более поздних (включая и средневековые мифы, и мифы нового времени, и современные мифы) у того же исследователя и обывателя возникнет двоякое чувство, заставляющее его с одной стороны, признать за этим явлениям право называться мифом (определить его как миф) и в то же время – отказать ему в этом праве (очевидно отличив его от «собственно мифов»). Потому и появляется применительно к таким более поздним мифам определение «квази-миф» или представление об «инобытии мифа». Ибо, являясь мифом, он сохраняет его основные черты.
Тема 2. Мифологическое как объективно присутствующее в нашем сознании. О неотъемлемости двух типов мировосприятия для человеческого сознания и их взаимной дополнительности.
Тема 3. Миф как (не)-записанное бытие. Письмо и мифопоэтика. Принцип произвольности знака и «прозрачная субстанция выражения». О моментах в двух типах мировосприятия, позволяющих говорить об их взаимной исключительности.
Тема 4. Миф и повседневное сознание. О «неизбежности» мифа и принципах иерархической, скрытой или попеременной значимости двух типов мировосприятия для человека.
Часть 2. Миф и его инобытие.
Тема 5. Миф и поэтическое: инобытие или собственное бытие мифопоэтики в поэзии. Закономерности творческой фантазии и миф. Миф как единство слова и зрелища.
Тема 6. Миф как слово устное и письменное. Инобытие мифа в художественной литературе.
Тема 7. Миф как изображение. Искусство и миф.
Тема 8. Миф и его воплощение. Мифопоэтика скульптуры и архитектуры.
Тема 9. Миф и современость: когда мышление становится клиповым.
Часть 3. Миф и мифопоэтическое в аналитическом типе мировосприятия
Тема 10. Со-бытие и пре-хождение мифопоэтического: миф в психологии детства.
Тема 11. Миф и идеология. Социальные и политические «квази-мифы».
Тема 12. Миф и знание. Мерцание мифа в науке.
Тема 13. Философия как прохождение через череду мифов. «Базисная интуиция» и миф.