Описание:Курс построен как сравнительное изучение двух доминирующих типов мировосприятия и рассмотрение роли каждого из них в образовательном процессе.
Как правило, образование связывается в нашем понимании с аналитическим мышлением, научением выявлению общих связей, аргументативной практике, формированию нравственной личности в её отношении к конкретному историческому периоду и конкретному типу общества, в котором и происходит процесс образования. Иными словами, связь образования с аналитикой и его привязка к социо-культурной модели, к определённой локальной ценностной и прагматической конфигурации почти очевидна. С другой стороны, миф нередко упрекают в алогичности, оторванности от реальной действительности и даже а-этичности. Он кажется принципиально оторванным как от сиюминутных практических задач, так и от какого бы то ни было конкретного комплекса ценностей. А уж о противоположности мифа аналитическому мышлению, кажется, писал каждый второй исследователь. Не удивительно, что на фоне таких особенностей кажется логичным строить образовательные модели, ориентируясь именно на аналитическое мировосприятие и практически изгоняя из него миф. В результате для понятия мифа и образования оказываются зачастую противопоставлены «почти так же, как противопоставлены, например, поэтический сборник и научная монография или пейзаж и топографическая карта», как пишет, к примеру, А.Шунейко.
Однако, в таком случае мы игнорируем несколько существенных для образования моментов:
1. трансформация современного пространства образования и мышления современного человека способствует увеличению доли мифопоэтического и во многом соответствует именно мифопоэтическому типу мировосприятия, в связи с чем исследование особенностей этого типа мировосприятия представляется необходимым даже в том случае, если целью образовательного процесса будет развитие аналитического типа мышления и складывание доминантно-аналитического типа мировосприятия;
2. сравнительное культурно-историческое исследование разных народов показывает, что нельзя говорить о существовании чистой формы мифопоэтического или чистой формы аналитического мировосприятия – можно говорить лишь о доминировании одной из них, но в каждом случае мы вынуждены констатировать присутствие обеих форм, находящихся в отношении взаимной дополнительности; следовательно, каждая из форм оказывается равно необходимой для мировосприятия человека в целом и в процессе образования следует учитывать особенности и функции каждой из них;
3. образование как формирование личности, способной к «свободному внутреннему мышлению» (по В.Миронову), должно придерживаться двойственной цели, так как оказывается связано и с определённой передачей культурных паттернов, и с философской инициацией, которая требует мышления вне каких-либо паттернов. Как в первом, так и во втором случае изучение природы аналитического и мифопоэтического в мировосприятии человека позволяет решить поставленные задачи полнее и продуктивнее.
Дисциплина является обязательной и относится к вариативной элективной части (спецкурс) основной образовательной программы по направлению подготовки «Философия»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 72 академических часа лекций и 72 академических часа самостоятельной работы студента.