Описание:В спецкурсе на основе многоаспектного изучения французских и латинских оригиналов, включающего в себя источниковедческий, терминологический и концептуальный анализ, рассматривается подход Декарта, во-первых, к проблеме свободы Бога и, во-вторых, к проблеме свободы человека. Трактуя проблему свободы Бога, Декарт сосредоточивает внимание на своей теории творения вечных истин, которую он впервые изложил в трех письмах Мерсенну от 15 апреля, 6 мая и 27 мая 1630 года. Впоследствии Декарт неоднократно обращался к этой теории. Бесконечность божественного всемогущества воспринимается Декартом как абсолютное безразличие абсолютно свободной божественной воли. Универсальный поссибилизм оставляет не у дел даже принцип непротиворечия, столь ценимый схоластами. Вместе с тем допущение Декартом сферы универсального поссибилизма не исключает признания им сферы божественного всесовершенства, в рамках которой верифицируются общеизвестные постулаты картезианской метафизики. В подходе Декарта к проблеме человеческой свободы обращает на себя внимание трактовка свободы безразличия как «низшей ступени свободы». Однако, принимая в расчет метаморфозы воззрений Декарта на своеобразие свободной воли человека, следует признать, что в поздний период творчества она понимается Декартом как "беспредельная" и уподобляющая человека Творцу. В спецкурсе излагаются различные интерпретации Декартова учения о свободе, предложенные, в частности, Жильсоном и Марионом, что позволяет на конкретном материале продемонстрировать их достоинства и недостатки.