Описание:Спецкурс объединяет новейшие данные по генетике поведения, нейрогенетике и когнитивной науке - направлениям, сформировавшимся в конце ХХ века и бурно развивающимся в настоящее время. Подробно рассматривается история и методология изучения каждой проблемы. В той части курса, которая посвящена этологии и генетике поведения, излагаются основные положения этологии, проблема соотношения врожденного и приобретенного (сначала на уровне поведения, а затем на уровне относительного вклада генотипа и среды в формирование признака), описывается ряд эпигенетических феноменов, а также роль генотипа в формировании мозга и поведения в онтогенезе. Обсуждаются принципы генетических исследований ЦНС и поведения. В сравнительном плане даются генетические аспекты поведения ряда видов - нематоды, дрозофилы, грызунов. Оценивается вклад "обратной" генетики (современных генетических технологий) в знания о формировании нормальных и патологических признаков поведения грызунов.
Когнитивная наука сочетает разносторонние подходы к изучению процесса познания. Основное внимание в данной части курса уделено поиску эволюционных предшественников высших форм психики человека – мышления, речи, сознания. Приводятся данные экспериментов, доказавших, что животные ряда филогенетических групп обладают зачатками мышления: они могут решать элементарные логические задачи в новой ситуации без проб и ошибок, способны к обобщению, абстрагированию, образованию понятий. Наиболее высокоорганизованные представители птиц и приматов способны также к символизации, транзитивному заключению и умозаключению по аналогии. Представлен сравнительный анализ спектров когнитивных способностей у животных разных филогенетических групп.
--