Аннотация:Нами было подготовлено выпускное квалификационное исследование, которое посвящено изучению драматургии Александра Вампилова в школе. Актуальность нашей работы определяется следующими факторами:
1. Произведения Александра Вампилова олицетворяют собой русскую драматургию конца 20 века, поэтому выпускники школ должны иметь о них представление;
2. Произведения Вампилова заявлены во всех школьных программах и учебниках, но методически изучение произведений не имеет должного подкрепления;
3. Рефлексия вампиловских героев близка психологии современного подростка;
4. Развитие информационных технологий дает новые возможности для изучения произведений драматурга.
Дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава – «Научно-теоретические основы изучения творчества Вампилова в старшей школе». В ней мы составили краткий очерк жизни и творчества драматурга и проанализировали литературоведческие работы о Вампилове. Наиболее интересными нам показались работы Е.М.Гушанской, Л.Л.Ивановой, С.Н.Мторина, С.Р.Смирнова. За основу своей методической модели мы решили взять идеи, отраженные в работах Горбонос Н.Н., Григорай И.В., Гушанской Е.М., Ивановой Л.Л., Имхеловой С.С., Комарова С.А., Моторина С.Н., Собенникова А.С.
Вторая глава - «Научно-методические основы изучения творчества Александра Вампилова». В этой главе мы анализируем методические диссертации, программы, школьные учебники и статьи, посвященные изучению творчеству драматурга в школе. Также мы рассматриваем работы, в которых отражены современные технологии обучения литературе в школе. Во втором параграфе мы приводим психолого-педагогическое обоснование изучения творчества Вампилова в 11 классе.
Третья глава - «Методика изучения драматургии Вампилова в 11 классе» - также состоит из 2 параграфов. 1 параграф посвящен пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Мы представляем классическую методику изучения пьесы. Урок по этой пьесе был проведен в школе №1113. Нами был проведен констатирующий эксперимент, который выявил, что учащиеся заинтересовались творчеством Вампилова и откликнулись на проблемы, которые отразил драматург в своем произведении. 2 параграф посвящен изучению пьесы Вампилова «Утиная охота» с применением технологии французских мастерских. Задумка использования этой технологии родилась у нас после прослушивания курса Елены Ивановны Белоусовой. Итогом этого урока является буктрейлер, выполненный учащимися 11 класса. Для реализации этой идеи мы опирались на труды Ю.В. Щербининой и Е.С.Квашниной.