Формирование представлений у учащихся гуманитарных классов о рок поэзии как об эстетическом и социокультурном феномене на уроках литературыдипломная работа (Специалист)
Аннотация:Дипломная работа состоит из трёх глав.
Первая глава «Научно теоретические основы изучения рок-поэзии в школе» включает в себя два параграфа. В первом параграфе «Рок-поэзия как социокультурное явление» определяется терминологический аппарат исследования и социокультурный статус рок-поэзии, приводятся основные культурные источники русского рока (такие как авторская песня, русская поэзия начала ХХ века, западная рок-музыка), даётся обзор истории рок культуры и некоторых проблем социокультурного свойства (например, промежуточное положение рок-культуры между массовой и элитарной культурой, место рок поэзии в литературной традиции). Во втором параграфе «Рок поэзия в литературоведении» обобщается история филологического изучения рок-поэзии в России и производится обзор основных литературоведческих работ по теме (научные статьи, монографии, диссертации), также в нём обосновывается возможность и необходимость вычленяющего анализа вербальной составляющей рок-композиции в качестве основы для методики изучения рок-поэзии в школе.
Вторая глава «Научно-методические основы изучения рок-поэзии в школе» также включает в себя два параграфа. Первый параграф «Психолого педагогические основания изучения рок-поэзии в школе» посвящён психологическим особенностям старшего школьного возраста и их корреляции с образом героя рок-песен, и как следствие, характерному влиянию рок-музыки на молодёжь в качестве одного из факторов социализации и формирования духовных ценностей. Во втором параграфе «Изучение рок поэзии в рамках методики преподавания литературы» анализируются программы и учебники по литературе и производится обзор того, как на текущий момент в методике преподавания литературы представлена рок-поэзия.
Третья глава «Изучение рок-поэзии в 11 классе гуманитарного профиля» посвящена преподаванию рок-поэзии в старшей школе и включает в себя два параграфа и приложение. В первом параграфе предлагается система элективного курса по рок-поэзии. Во втором параграфе представлен разработанный нами урок в составе этого элективного курса: «Интертекстуальность как средство выражения авторской идеи (на примере песни А. Башлачёва “Не позволяй душе лениться”)». В приложении представлена презентация к разработанному уроку.