![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Актуальность представленной на защиту книги определяется характером культурно-исторической ситуации, в которой оказалась в настоящее время Россия. В постсоветскую эпоху она должна была заново выстраивать свою идентичность, восстанавливая линии преемственности, оборванные или оборвавшиеся в ходе драматических событий февраля и октября 1917 года. На протяжении последних полутора - двух десятилетий отечественная наука немало сделала для ликвидации многочисленных «белых пятен» истории и осмысления тех форм русского духовного опыта, которые остались за пределами советской социально-политической модели и представляли собой альтернативу обосновывавшей эту модель идеологии. По сути дела россияне заново открыли для себя аккумулировавшую этот опыт сокровищницу русской философской мысли, представленной такими именами, как А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский, П. Д. Юркевич, Вл. Соловьев, H. A. Бердяев, C. H. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. Трубецкой, И. А. Ильин, В. Ф. Эрн, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский и др. Благодаря этому российская цивилизация предстает перед нами как чрезвычайно многогранное явление, которое потенциально содержит в себе разные траектории развития и которое невозможно понять, оперируя чрезмерно жесткими противопоставлениями по типу «наше - не наше». На рубеже ХХ и XXI веков в массовом сознании и в жизни российского социума утверждаются новые ценности, имеющие своим источником как религиозные (в первую очередь православные) традиции, так и либеральные идеи свободы, ответственности, плюрализма, Не надо быть особенно проницательным, чтобы увидеть, насколько сильно эти процессы модифицировали сознание и образ жизни россиян. В то же время процесс кристаллизации новой российской идентичности отнюдь нельзя считать законченным. В целом она все еще остается не достроенной, не достигшей внутренней завершенности. Многим ее аспектам до сих пор не удается найти достаточно прочное и адекватное обоснование, в том числе из-за того, что многие пласты русской и российской культуры все еще остаются недостаточно освоенными, а часто и мало известными. В конечном итоге это выливается в противоречивость мышления и поведения, чреватую непродуктивными социальными конфликтами. До сих пор во многом нерешенной остается проблема формирования адекватного имиджа постсоветской России за рубежом. Преобладающее ныне в мире восприятие Российской федерации как «молодой» и притом достаточно