ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Основной целью работы является изучение мозговых механизмов нарушения речи при заикании на основе комплексного психофизиологического и нейропсихологического исследования в динамике речевой коррекции. Научная новизна исследования обеспечивалась как оригинальностью психофи-зиологической методики, используемой в экспериментах (методика записи потенциала речевой готовности), так и системным меж- и мультидисциплинарным применением различных методов современных когнитивных нейронаук. Впервые на основе многоканальной регистрации электрической активности мозга проведена подробная локализация связанных с событием потенциалов (ССП), предшествующих речи, и описаны специфические локальные различия в мозговой активности в норме и при заикании (в динамике коррекции). Впервые комплексно описан количественно оцененный многопараметрический нейропсихологический синдром заикания и психофизиологический паттерн дефектов активности мозговых структур. Таким образом, в работе реализован новый интегративный междисциплинарный подход к топической мозговой локализации психический функций, в котором в парадигму психофизиологического исследования включены нейропсихологические методы. Объект исследования – заикание как системное нарушение психической деятельности. Предмет исследования – особенности мозговой организации психической деятельности при заикании. Основной вывод: заикание в виде сформировавшегося патологического явления у взрослых людей характеризуется системным нарушением психической деятельности (в ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектах) и проявляется в сложнораспределенном динамическом паттерне как деактивационных, так и гиперактивационных корковых и подкорковых нарушений, сочетающемся с дефектами меж- и внутриполушарных мозговых связей. Этот паттерн поддается как изучению современными методами когнитивных нейронаук, так и успешной коррекции с помощью специально разработанного логопсихотерапевтического и логопедического инструментария. Частные выводы: 1. Заикание не является изолированным (чисто периферическим) речевым нарушением, но идет в синдроме специфических поддающихся коррекции мнестических, нейродинамических и двигательных нейропсихологических дефектов, отражающих дисфункцию заднелобных и глубинных структур мозга, проявляющуюся на фоне широкого паттерна вторичных нарушений других структур мозга. 2. Наиболее дефектным процессом у заикающихся является подготовка к произнесе-нию слова, психофизиологическим индикатором чего выступает изменение мозговой локализации потенциала речевой готовности. Дефекты в этом процессе связаны с патологическим возбуждением лимбической системы и патологической деактивацией стволовых структур, левой лобной коры, левых базальных ядер и правой височной коры, а также с дополнительной активацией правой лобной коры. Коррекция заикания снижает дополнительную лобную правополушарную активность, резко уменьшает гиперактивацию лимбической системы, а также реактивирует ствол, правую височную кору и мозжечок. 3. У заикающихся при восприятии и подготовке к произнесению слова нарушено меж-полушарное взаимодействие. Этот дефект ослабляется в ходе коррекции. 4. Передние отделы мозга у заикающихся относительно гипервозбуждаются, а задние отделы – относительно ингибируются по сравнению с нормой. 5. Психофизиологическим выражением позитивной динамики готовности к речи после коррекции является феномен «сжатия» или уменьшения распределенности активно-сти по мозгу. 6. Сопоставление данных нейропсихологического, психофизиологического и биомеха-нического исследований позволяют говорить о единстве мозговых механизмов мо-торной и когнитивной готовности в психическом функционировании человека. 7. Заикание идет в специфическом психологическом синдроме, связанном с повышен-ной тревожностью, логофобией и неадаптивными реакциями во фрустрирующих си-туациях. Коррекция заикания позитивно воздействует как на эти дефекты, так и на психофизиологические и нейропсихологические нарушения.