![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Группа изобретений относится к области экологического мониторинга природно-антропогенных геосистем, в частности террито-рий нефтегазовых месторождений. Способ ло-кального аэромониторинга геотехнических сис-тем включает съемку с выдерживанием трассы полета на высоте до 500 м с помощью курсовой камеры и навигационных данных, координатную привязку снимков с возможностью последующего их селективного вызова. Курсовую камеру и съемочную камеру устанавливают по продольной оси летательного аппарата. Съемочную камеру устанавливают с возможностью вращения в горизонтальной плоскости и направляют перпендикулярно линии съемочного галса. Курсовую камеру устанавливают с возможностью вращения в горизонтальной и вертикальной плоскости и направляют на опознавательный знак в конце линии съемочного галса. В штатном режиме съемки камеры устанавливают так, что их оптические оси лежат в плоскости, проходящей через продольную ось летательного аппарата и линию съемочного галса. При режиме ветрового воздействия съемочный галс выдерживают путем поворота камер на угол компенсации и в интерактивном режиме отслеживают по положению отображаемого на бортовых видеомониторах опознавательного знака и по навигационным данным, получение которых синхронизируют с проведением радиометрической и геометрической коррекции с последующим сжатием, сохранением и регистрацией покадровой видеоинформации в геоинформационной базе данных. Бортовой комплекс для локального аэромониторинга геотехнических систем включает блок аэровизуального наблюдения объекта съемки на базе курсовой и съемочной камер, блок управления полетом по плану местности, снабженный бортовыми компьютерами и системой определения навигационных данных на базе GPS-приемника, датчиков углов поворота камер. Блок аэровизуального наблюдения соединен с блоком управления полетом с возможностью синхронного позиционирования на видеомониторах информации от обеих камер. Блок аэровизуального наблюдения выполнен в виде горизонтально размещенной по продольной оси летательного аппарата демпфирующей платформы. Платформа содержит коаксиально расположенные неподвижное и поворотное кольцо с установленной на нем с возможностью вращения в вертикальной плоскости курсовой камеры. Съемочная камера - TV камера высокого разрешения установлена с возможностью перемещения на любое из колец. В штатном режиме съемки съемочная камера установлена на неподвижном кольце так, что оптические оси обеих камер лежат в плоскости, проходящей через продольную ось летательного аппарата и линию съемочного галса. При режиме ветрового воздействия съемочная камера установлена на поворотном кольце и развернута на угол компенсации угла ветрового скольжения. Технический результат состоит в повышении эффективности, сокращении времени и затрат на локальный аэромониторинг геотехнических систем линейного вида. 2 с. и 18 з.п. ф-лы, 3 ил. Формула изобретения: 1. Способ локального аэромониторинга геотехнических систем, включающий съемку с выдерживанием трассы полета на высоте до 500 м с помощью курсовой камеры и навигационных данных, координатную привязку снимков с возможностью последующего их селективного вызова, отличающийся тем, что курсовую ка-меру и съемочную камеру - TV камеру высокого разрешения - устанавливают по продольной оси летательного аппарата, причем съемочную ка-меру - с возможностью вращения в горизон-тальной плоскости и направляют перпендику-лярно линии съемочного галса, а курсовую ка-меру - с возможностью вращения в горизон-тальной и вертикальной плоскостях и направ-ляют на опознавательный знак в конце линии съемочного галса, при этом в штатном режиме съемки камеры устанавливают так, что их опти-ческие оси лежат в плоскости, проходящей че-рез продольную ось летательного аппарата и линию съемочного галса, а при режиме ветрово¬го воздействия съемочный галс выдерживают путем поворота камер на угол компенсации и в интерактивном режиме отслеживают по поло¬жению отображаемого на бортовых видеомони¬торах опознавательного знака и по навигацион¬ным данным, получение которых синхронизи¬руют с проведением радиометрической и гео¬метрической коррекции с последующим сжати¬ем, сохранением и регистрацией покадровой видеоинформации в геоинформационной базе данных. 2.Способ по п.1, отличающийся тем, что синхронизацию радиометрической и геометри¬ ческой коррекции, сжатие и сохранение покад¬ ровой видеоинформации в геоинформационной базе данных с получением навигационных дан¬ ных осуществляют по бортовому генератору времени. 3.Способ по п.2, отличающийся тем, что бортовой генератор времени до начала аэромо¬ ниторинга калибруют по атомным часам через Интернет. 4.Способ по любому из пп.1-3, отличаю¬ щийся тем, что геоинформационную базу дан¬ ных организуют путем интеграции покадровой видеоинформации с координатно-временной привязкой по линии съемочного галса. 5.Способ по любому из пп.1-4, отличаю¬ щийся тем, что покадровую съемку осуществ¬ ляют с интервалом времени, требуемым для продольного перекрытия смежных кадров линии съемочного галса. 6.Способ по любому из пп.1-5, отличаю¬ щийся тем, что выдерживание съемочного галса в интерактивном режиме осуществляют путем отображения текущей видеоинформации от съемочной и курсовой камер на видеомониторах блоков управления полетом и аэровизуального наблюдения. 7. Способ по любому из пп.1-6, отличаю¬ щийся тем, что съемочный галс при режиме ветрового воздействия корректируют на основе информации геоинформационной базы данных. 8.Бортовой комплекс для локального аэ¬ ромониторинга геотехнических систем, вклю¬ чающий блок аэровизуального наблюдения объ¬ екта съемки на базе курсовой и съемочной ка¬ мер, а также блок управления полетом по плану местности, снабженный бортовыми компьюте¬ рами и системой определения навигационных данных на базе GPS-приемника, датчиков углов поворота камер, отличающийся тем, что блок аэровизуального наблюдения соединен с блоком управления полетом с возможностью синхрон¬ ного позиционирования на видеомониторах ин¬ формации от обеих камер, при этом блок аэро¬ визуального наблюдения выполнен в виде гори¬ зонтально размещенной по продольной оси ле¬ тательного аппарата демпфирующей платфор¬ мы, содержащей коаксиально расположенные неподвижное и поворотное кольцо с установ¬ ленной на нем с возможностью вращения в вер¬ тикальной плоскости курсовой камеры, а съе¬ мочная камера - TV камера высокого разреше¬ ния - установлена с возможностью перемещения на любое из колец, а именно: в штатном режиме съемки камера установлена на неподвижном кольце так, что оптические оси камер лежат в плоскости, проходящей через продольную ось летательного аппарата и линию съемочного гал¬ са, а при режиме ветрового воздействия - на по¬ воротном кольце и развернута на угол компен¬ сации угла ветрового скольжения. 9.Бортовой комплекс по п.8, отличаю¬йся тем, что блок управления полетом со¬ единен с бортовым генератором времени. 10.Бортовой комплекс по п.9, отличаю¬ щийся тем, что бортовой генератор времени откалиброван по атомным часам через Интер¬ нет. 11.Бортовой комплекс по любому из пп.8- 10, отличающийся тем, что блок управления полетом соединен с мультиплексором навигаци¬ онных данных и датчиков углов поворота камер по месту и азимуту. 12.Бортовой комплекс по п.8, отличаю¬ щийся тем, что поворотное кольцо платформы установлено внутри неподвижного. 13. Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12, отличающийся тем, что между поворот¬ ным и неподвижным кольцами установлена подшипниковая опора. \ 14.Бортовой комплекс/по любому из пп.8, 12 и 13, отличающийся тем, что съемочная камера соединена с соленоидом. 15.Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12-14, отличающийся тем, что съемочная камера установлена на направляющих. 16.Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12-15, отличающийся тем, что поворотное кольцо соединено с приводом вращения. 17.Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12-16, отличающийся тем, что платформа снабжена фиксатором для поворотного кольца. 18.Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12-17, отличающийся тем, что поворотное кольцо проградуировано на 360° и в штатном режиме съемки зафиксировано на нулевой от-метке. 19.Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12-18, отличающийся тем, что платформа снабжена уровнями и микрометрическими вин¬ тами. 20.Бортовой комплекс по любому из пп.8 и 12-19, отличающийся тем, что курсовая ка¬ мера соединена с приводом вращения в верти¬ кальной плоскости.