![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Актуальность проекта Интернет стал доступен массовому потребителю всего около 30 лет назад, но за прошедшие десятилетия данная технология существенно изменила наш мир. Мы говорим сегодня о цифровой эпохе, в которой пользователями интернета уже стала половина населения земли – от дошкольников до представителей старших поколений. Дети по активности освоения Интернета давно опередили взрослых. По данным 2016 г., каждый третий подросток проводит в интернете треть суток. Пребывание онлайн, тем более столь длительное, не может пройти бесследно для когнитивного и личностного развития ребенка, формирования его/ее социальных связей. Формирование личности современного ребенка происходит в особой социальной ситуации развития, где инфокоммуникационные технологии является не просто «продолжением» и «расширением» его жизненного пространства: они опосредствуют и изменяют всю структуру его жизни и деятельности, в том числе, офлайн. Психологическое благополучие изменяющегося ребенка в изменяющемся мире – сегодня один из главных вызовов современности. Несмотря на столь кардинальную трансформацию условий развития детей и подростков, недостаточно внимания уделяется результатам, механизмам и последствиям, пожалуй, самого радикального воздействия Интернета — воздействия на подрастающее цифровое поколение. Новизна проекта Современный образ жизни ставит перед цифровым поколением, а также перед родителями и педагогами новые задачи, сдвигает границы нормы и патологии, изменяет отношения между поколениями, задавая ранее не существовавшие области неопределённости, возможностей и рисков. Все еще низкий уровень цифровой компетентности родителей не позволяет им быть экспертами и помощниками ребенка в цифровом мире, что способствует закреплению цифрового разрыва между поколениями. Если до цифровой эпохи высшие психические процессы развивались в социальном взаимодействии взрослого и ребенка, самих детей между собой, то сегодня Интернет нередко оказывается в роли значимого посредника между ребенком и окружающим миром. Все это позволяет говорить о структурном и качественном изменении феномена детства и процесса социализации детей и подростков. Традиционные формы социализации подрастающего поколения все чаще соседствуют, а то и вытесняются и замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний, опыта, норм поведения, навыков-действий — цифровой социализацией. Поэтому необходимо заново провести системный анализ нового этапа детства, учитывая, наравне с культурно-историческим, социальным и психологическим, еще и инфокоммуникационный контекст развития. Имеющиеся исследования пока не позволяют получить целостную картину цифровой социализации и когнитивного развития детей и подростков в стремительно изменяющемся мире. Целью проекта является разработка на основе культурно-исторического подхода и теории экологических систем теоретической концепции цифровой социализации и когнитивного развития подростков в контексте межпоколенческих отношений, что позволит раскрыть и описать системные связи между процессами социализации подростков, особенности их когнитивного развития и психологического благополучия в контексте межпоколенческих отношений. Разработка концепции предполагает конструирование модели цифровой социализации и когнитивного развития детей и подростков как фактора их психологического благополучия на основе обобщенной эмпирической верификации, предполагающей метаанализ результатов проведенных членами авторского коллектива начиная с 2009 г. эмпирических исследований (свыше 13000 респондентов – детей и взрослых), а также исследования, запланированного в данном проекте, в целом за период 2009-2019 гг. В концепции предполагается учитывать следующие векторы основных изменений в контексте новой социальной ситуации развития подростков в цифровую эпоху: 1) изменение способов когнитивного развития подростков, 2) изменение механизмов формирования личности, 3) изменение взаимоотношений ребенка с окружающим миром, 4) изменение деятельности ребенка — его социальных или культурных практик. Такой подход позволит уловить особенности и механизмы непрерывной взаимной адаптации активного, непрерывно развивающегося ребенка, с одной стороны, — и изменяющихся условий его окружения — с другой. Для реализации поставленной цели будет разработана оригинальная программа эмпирического межпоколенческого исследования, сочетающая качественные и количественные методы, социально-психологические, личностные и психофизиологические методики с использованием аппаратных программных комплексов и технологии виртуальной и дополненной реальности. Будет проведено популяционное исследование особенностей цифровой социализации, цифровой культуры, онлайн-активности, онлайн-рисков, особенностей детско-родительских отношений, психологического благополучия, цифровой компетентности у представителей поколения X, Y и Z (не менее 8 федеральных округов РФ, 1200 подростков 12-17 лет, 1200 родителей). Будут также проведены исследования когнитивных и метакогнитивных процессов, позволяющие всесторонне изучить механизмы, лежащие в основе цифровой социализации, в частности особенности внимания, феномена многозадачности, личностных особенностей восприятия онлайн-рисков и способов совладания с ними с использованием аппаратных программных комплексов и технологии виртуальной реальности. По результатам исследования будут разработаны и апробированы практические программы безопасного использования интернета для различных возрастных групп школьников, система рекомендаций по безопасному использованию интернета подростками для педагогов и родителей, а также сценарии родительских собраний по повышению осведомленности родителей об особенностях цифрового поколения и по повышению их цифровой компетентности. Будут разработаны информационные материалы по межпоколенческим различиям и особенностям цифрового поколения для педагогического состава различных социальных институтов (школы, вузы, колледжи).
Novelty of the project Modern lifestyle makes the digital generations, as well as their parents and teachers, to face new tasks, it pushes the boundaries of norm and pathology, changes the relationship between the generations through setting unprecedented areas of uncertainty, opportunity and risk. Still low level of parents’ digital competence prevents them from being experts and assistants in their children’s digital world, which results in the consolidation of the digital gap between the generations. While before the digital age higher mental processes developed in social interaction between adult and child and among children themselves, nowadays the Internet often plays the role of a meaningful mediator between the child and the environment. It is therefore possible to talk about structural and qualitative changes in the phenomenon of childhood and in children and adolescents’ socialization process. Traditional forms of socialization of the younger generation have been increasingly overlapping and even pushed out and replaced by digital socialization as a new form of acquiring necessary knowledge, experience, behavioural norms, skills and techniques – i. e. digital socialization. It is therefore necessary to re-investigate the new stage of childhood in-system, with account of the ICT context of development further to the cultural, historical, social and psychological ones. Available studies do not make a complete picture of children and adolescents’ digital socialization and cognitive development in a rapidly changing world. The aim of the project is to develop a theoretical conception of adolescents’ digital socialization and cognitive development in the context of intergenerational relationships based on the cultural-historical approach and the theory of ecological systems. This that will ensure that the relationship between adolescents socialization processes, specifics of their cognitive development and psychological well-being in the context of intergenerational relationships are revealed and described the in-system. The development of this conception involves elaboration of a model of children and adolescents’ digital socialization and cognitive development as a factor for their psychological well-being, based on generalized empirical verification through meta-analysis of the results of the empirical research conducted by a group of authors since 2009 (over 13,000 respondents – children and adults), and of the study in question, in total during the period 2009–2019. The conception is expected to account of the following major change vectors in the context of the new social situation of children and adolescents’ development in the digital age: 1) changing ways of children and adolescents’ cognitive development, 2) changing identity formation mechanisms, 3) changing relationship between the child and the environment, 4) changing activity of children – their social or cultural practices. The aim will be achieved through development of an original program of intergenerational empirical research that involves qualitative and quantitative methods, psychosocial, personality and psycho-physiological measures along with the use of hardware and software systems and virtual reality technology. A population-based study will be provided to investigate the characteristics of digital socialization, online activity, online risks, characteristics of parent-child relationship, and the index of digital competence among representatives of generations X, Y and Z (minimum 8 RF federal districts, 1200 12-17 y.o. adolescents, 1200 parents). Cognitive and metacognitive processes will be also studied to thoroughly research the mechanisms underlying digital socialization, namely, attention specifics, the phenomenon of multitasking, individual characteristics of perception of online risks and the strategies to cope with them, with the help of hardware and software systems and virtual reality technology. The results of the study will be used to develop and test practical Internet safety programs for different age groups of school children, a system of recommendations for parents and teachers on adolescents’ Internet safety, as well as parent-teacher meetings scripts to increase parents’ awareness of the digital generation characteristics and to improve their digital competence. Materials for schools, universities and colleges faculty and teaching staff will be developed with information on intergenerational differences and characteristics of the digital generation.
1. Будет разработана на основе культурно-исторического подхода и теории экологических систем теоретическая концепция цифровой социализации и когнитивного развития подростков в контексте межпоколенческих отношений, что позволит раскрыть и описать системные связи между процессами социализации подростков, особенности их когнитивного развития и психологического благополучия. В ней будут учтены следующие векторы четырех основных направлений изменений, определяемых новой социальной ситуацией развития подростков и характеризующих цифровую социализацию: изменение когнитивного развития подростков, изменение механизмов формирования личности, изменение взаимоотношений ребенка с окружающим миром, изменение собственно деятельности ребенка — его социальных или культурных практик. Главный ракурс концепции направлен на динамические аспектыкачественных изменений структуры и содержания феномена детства, а также процессов социализации детей и подростков в эру цифровизации и существенных изменений в образе жизни разных поколений. Этот момент и межпоколенческий фокус концепции делает ее значимой для построения государственной политики в области образования, разработки образовательных программ для среднего общего образования, программ по информационной безопасности для внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования, а также для программ повышения квалификации педагогов. 2. Будет проведен аналитический обзор зарубежных и российских исследований по вопросам социализации детей и подростков в эпоху цифровизации, влияние ИКТ на их личностное, когнитивное развитие, психическое здоровье и психологическое благополучие. В результате обзора будут получены исчерпывающие данные о достижениях современной психологической науки в области изучения процессов цифровой социализации детей и подростков, а также особенностей детско-родительских отношений в цифровую эпоху. 3. Будет разработана целостная программа эмпирического исследования, сочетающая качественные и количественные методы, социально-психологические, личностные и психофизиологические методики с использованием аппаратных программных комплексов и технологий дополненной и виртуальной реальности, предполагающей возможности внутрипоколенческого и межпоколенческого анализа. Реализация такого подхода принципиально отличается от социологического или социально-психологического исследования и направлена на глубокое и комплексное изучение феномена цифровой социализации в пространстве межпоколенческих отношений. 4. Будет проведено популяционное межпоколенческое исследование особенностей цифровой социализации, цифровой культуры, пользовательской активности, отношения к интернету, способов освоения интернета, структуры онлайн-рисков (контентных, коммуникационных, потребительских, технических, связанных с развитием интернет-зависимости) и совладания с ними, цифровой компетентности, цифрового гражданства, восприятия технологических изменений окружающего мира (интернет Вещей, взаимодействие с программами с элементами искусственного интеллекта), новых поведенческих практик, киберагрессии, дискриминации, экстремизма и радикализации в Сети, детско-родительских отношений, психологического благополучия у представителей поколений X, Y и Z (эмпирическое исследование охватит не менее 8 федеральных округов РФ, 1200 подростков 12-17 лет и 1200 родителей). Исследование предполагает многоаспектность и будет направлено на выявление (1) актуального уровня цифровой компетентности, структуры онлайн-рисков и особенностей детско-родительских отношений, (2) психологических, семейных, пользовательских и социодемографических факторов, определяющих особенности цифровой социализации подростков, (3) выявление особенностей восприятия технологических изменений окружающего мира, информированности о новых онлайн-рисках и видах пользовательской активности, (4) связей между особенностями цифровой социализации и ее факторами, с одной стороны, и с психологическим благополучием и качеством жизни, с другой стороны. 5. Будет проведено исследование личностных особенностей представителей поколений X, Y и Z и их связей с цифровой социализацией и ее последствиями для психологического благополучия и качества жизни (исследование будет проведено на подвыборке популяционного исследования, планируется охватить 200 подростков и 200 взрослых). Это позволит исследовать личностные аспекты цифровой социализации подростков, провести сравнительный анализ «цифровой» и «реальной» личности в разных поколениях. 6. По результатам исследования будет создана база данных, которая может использоваться не только для выявления внутрипоколенческих и межпоколенческих особенностей, но также и для анализа межрегиональных различий. Кроме того, база данных будет дополнена эквивалентными данными предыдущих исследований участников проекта, что позволит решать дополнительные исследовательские задачи в будущем. 7. Будут проведены глубинные экспериментальные исследования а) особенностей внимания и феномена многозадачности у подростков с разным уровнем пользовательской активности и б) возрастных, личностных и когнитивных особенностей оценки подростками ситуаций, связанных с различными онлайн-рисками и способов совладания с ними. Результатами этих исследований будут новые фундаментальные данные об особенностях когнитивных и метакогнитивных процессов, лежащих в основе цифровой социализации, личностных и поведенческих особенностях в условиях дополненной и виртуальной реальности. Будут разработаны уникальные экспериментальные методики оценки данных феноменов и процессов, основанные на комплексе психологических и психофизиологических методик с использованием аппаратных программных комплексов и технологии виртуальной реальности. 8. Будут разработаны и апробированы практические программы безопасного использования интернета для различных возрастных групп школьников, система рекомендаций по безопасному использованию интернета подростками для педагогов и родителей, а также сценарии родительских собраний по повышению осведомленности родителей об особенностях цифрового поколения и по повышению их компетентности в сфере безопасного использования интернета. Будут разработаны информационные материалы по межпоколенческим различиям и особенностямцифрового поколения для педагогического состава различных социальных институтов (школы, вузы, колледжи). 9. Результаты проекта будут опубликованы в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus (8), РИНЦ (15) и в подготовленной монографии (1), а также представлены на российских и международных конференциях (не менее 15), что позволит сделать их достоянием научной и широкой общественности. 10. Результаты проекта будут включены в образовательный процесс высшей школы: будут дополнены существующие учебные курсы для студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова - «Психология и информационные технологии», «Психология Интернет-зависимости», «Клинико-психологические аспекты инфокоммуникационных технологий», разработаны и апробировны новые: «Цифровая социализация и когнитивное развитие цифрового поколения». 11. Будут проведены межисциплинарные научные семинары и круглые столы по обсуждению результатов проекта, что будет способствовать не только информированию научной общественности о результатах проекта, но и выявлению и формированию единых ценностных установок в контексте данной темы исследования. 12. Будет создан специальный сайт для представления результатов исследования и информационных материалов проекта. 13. Результаты по каждому этапу будут представлены в научном отчете.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 26 апреля 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ |
Результаты этапа: | ||
4 | 28 апреля 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ |
Результаты этапа: | ||
5 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Цифровая социализация в культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".