![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
В 2018 году в рамках НИР «Теоретические проблемы классической и неклассической философской антропологии» основное внимание было сосредоточено на нескольких направлениях исследований. Во-первых, на анализе неклассических философско-антропологических теорий, делающих акцент на психоаналитической составляющей современных подходов к человеку. Основанием для их понимания и продуктивной критики служили идеи, обоснованные В.П.Рудневым и нацеленные на новую интерпретацию вопросов, связанных с анализом «механизмов жизни», таких, как магическое мышление, влечение к смерти, сознание, Бог и т.д. Центром критического осмысления новых философско-антропологических моделей и конфигураций неклассического типа стал «проект шизо-человека постмодернистской эпохи». Неклассические подходы к человеку и человеческому, развиваемые в рамках НИР в 2018 году, позволили по-новому эксплицировать феномены рациональности, сознания, мышления и истины, связав их с кратологическими параметрами бытия человека. С другой стороны, изучение ирреальных модальностей человеческого существования показало, что истина и сознание могут рассматриваться как своего рода защитные механизмы человеческой психики от непознаваемой и хаотизированной реальности. Способом компенсации незнания и одной из познавательных стратегий человека становится обращение к бессознательному, которое тесно сопрягается с иллюзиями, где вымысел неотличим от реальности, а воображение синтезирует доступное/недоступное для восприятия и осмысления, обеспечивая адаптивность индивида, в первую очередь, к самому себе. Отсюда вытекает возможность такого рассмотрения предопределенности, при котором случайность выступает как одна (оборотная) из его сторон. Такой подход позволяет говорить о принципиальной доступности для человека множества реальностей, восприятие которых, однако, регулируется репрессивной функцией сознания, нацеленного на кардинальное упрощение мира, его унификацию и сведение к какому-то одному Образу, одной Картине, одной Норме, одному Правилу. Проведенное исследование показало, что для современного человека противостояние иллюзиям сознания приобретает особую значимость, так как ориентирует его на выбор осознанной позиции открытости коллективному бессознательному, синонимом которого в определенном смысле является культура. Во-вторых, в рамках НИР в 2018 году на основе концепций археоавангарда, клипового и «виртуального» сознания, разработанных Ф.И.Гиренком, исследовались философско-антропологические основания современных культурных практик, в том числе, философии, литературы, искусства, религии, кинематографа и пр. Основное внимание уделялось выявлению специфики «новой мифологии», процессам визуализации и виртуализации в различных видах искусства, особенностям построения и восприятия образных кодов в различных культурных контекстах и множественных конфигурациях. С помощью концепций, разработанных Ф.И.Гиренком, в рамках НИР были предложены новые трактовки эпигенетической эволюции человека и построена оригинальная модель инволюционных трансформаций homo sapiens. Продолжилось дальнейшее исследование сакрального как философско-антропологического феномена и связанной с ним модели «человека литургического». Данные разработки позволили лучше понять причины появления и сущность «Проекта человека ХХI века и далее», который для краткости именуется «Homo Deus» и связан с изучением возможных сценариев (в том числе транс- и постгуманистических) будущего развития человека и общества. В-третьих, в 2018 году в рамках НИР подробно изучались философско-антропологические основания транс- и постгуманистических теорий и многочисленные последствия концептуализации т.н. «новых антропологий» («антропологий без человека» и «нечеловеческих антропологий»). В рамках разработки данного направления были активно задействованы результаты научных исследований аспирантов кафедры, развивающих идеи Ф.И.Гиренка. Основное внимание было сосредоточено на анализе философско-антропологических моделей «человека будущего», коренящихся в постгуманистических и трансгуманистических доктринах и практиках. Было выявлено, что наличные тенденции бытия человека не могут быть автоматически использованы для футуристических прогнозов и более-менее достоверного определения возможных векторов движения и последствий социально-антропологических трансформаций. В ситуации постсовременности будущее для человека во многом утрачивает свою привлекательность, становясь сферой неконтролируемых изменений. В центре кардинальной девальвации образа будущего, которое еще недавно внушало исключительный оптимизм, стоит кризис привычного образа homo sapiens. Поэтому основное внимание было сосредоточено на понимании того, чем вызвана тотальная утрата веры в «светлое будущее», «отказ от будущего» в пользу настоящего и прошлого, кардинальное понижение культурного статуса футурологии, замещение футуристических проектов трансгуманистическими моделями и неоутопическими сценариями развития Homo Deus. В ходе проведенных исследований был сделан вывод, что страх перед будущим и его тотальное обесценивание заставляют философскую антропологию переосмысливать «локус человеческого» в современной культуре, обращая пристальное внимание на особенности образа человека, создаваемого в рамках актуальных научных и философских разработок. Итоги исследований по данной проблематике обсуждались на двух круглых столах, организованных кафедрой философской антропологии и показавших, что страх перед будущим тесно корреспондируется со страхом перед человеком, обладающим технологиями, далеко превосходящими уровень его социокультурной компетенции, моральной зрелости и способности к самопознанию и самоограничению.
In 2018, the research "Theoretical problems of classical and non-classical philosophical anthropology" focused on several areas of research. First, on the analysis of non-classical philosophical and anthropological theories that focus on the psychoanalytic component of modern approaches to man. The basis for their understanding and productive criticism were ideas grounded By V. p. Rudnev and aimed at a new interpretation of issues related to the analysis of "mechanisms of life", such as magical thinking, attraction to death, consciousness, God, etc. The center of critical comprehension of new philosophical and anthropological models and configurations of non-classical type became "the project of schizo-man of postmodern era". Non-classical approaches to human and human, developed in the framework of research in 2018, allowed a new explication of the phenomena of rationality, consciousness, thinking and truth, linking them with the cratological parameters of human existence. On the other hand, the study of the surreal modalities of human existence showed that truth and consciousness can be considered as a kind of protective mechanisms of the human psyche from the unknowable and chaotic reality. The way to compensate for ignorance and one of the cognitive strategies of a person becomes an appeal to the unconscious, which is closely interfaced with illusions, where fiction is indistinguishable from reality, and imagination synthesizes available/inaccessible to perception and understanding, providing adaptability of the individual, first of all, to himself. Hence the possibility of such consideration of predetermination, in which the accident acts as one (reverse) of its parties. This approach allows us to talk about the fundamental availability of many realities for a person, the perception of which, however, is regulated by the repressive function of consciousness, aimed at radically simplifying the world, its unification and reduction to some one Image, one Picture, one Norm, one Rule. The conducted research has shown that for the modern man the opposition to the illusions of consciousness is of particular importance, as it orients him to the choice of conscious position of openness to the collective unconscious, which is synonymous with culture in a certain sense. Second, within the research work in 2018, based on the concepts of areaaverage, video and "virtual" consciousness developed by F. I. Girenko were studied philosophical-anthropological foundations of modern cultural practices, including philosophy, literature, art, religion, cinema, etc. The main attention was paid to identifying the specifics of the" new mythology", the processes of visualization and virtualization in various forms of art, the peculiarities of construction and perception of image codes in different cultural contexts and multiple configurations. Using the concepts developed by F. I. Girenko, as part of the research, proposed a new interpretation of epigenetic human evolution and built the original model of involutional transformations of homo sapiens. The further study of the sacred as a philosophical and anthropological phenomenon and the associated model of the "man of the liturgical"continued. These developments made it possible to better understand the causes and essence of the "human Project of the XXI century and beyond", which for brevity is called "Homo Deus" and is associated with the study of possible scenarios (including TRANS - and post-humanistic) of the future development of man and society. Third, in 2018, within the framework of research, the philosophical and anthropological foundations of TRANS-and posthumanistic theories and the numerous consequences of the conceptualization of the so - called "new anthropologies" ("anthropologies without man" and "inhuman anthropologies") were studied in detail. As part of the development of this direction were actively involved in the results of scientific research of graduate students of the Department, developing the ideas of the Department. The main attention was focused on the analysis of philosophical and anthropological models of "man of the future", rooted in posthumanistic and transhumanistic doctrines and practices. It was found that the current trends of human existence can not be automatically used for futuristic forecasts and more or less reliable determination of possible vectors of movement and the consequences of socio-anthropological transformations. In the situation of post-modernity, the future for a person in many ways loses its appeal, becoming a sphere of uncontrolled changes. At the center of the radical devaluation of the image of the future, which until recently inspired exceptional optimism, is the crisis of the usual image of homo sapiens. Therefore, the main attention was focused on understanding what caused the total loss of faith in the "bright future", "renunciation of the future" in favor of the present and the past, a radical decline in the cultural status of futurology, the replacement of futuristic projects transhumanist models and neo-utopian scenarios of Homo Deus. In the course of the research it was concluded that the fear of the future and its total depreciation make philosophical anthropology rethink the "human locus" in modern culture, paying close attention to the features of the human image created in the framework of current scientific and philosophical developments. The results of research on this issue were discussed at two round tables organized by the Department of philosophical anthropology and showed that the fear of the future is closely correlated with the fear of a person with technologies that far exceed the level of his socio-cultural competence, moral maturity and ability to self-knowledge and self-restraint.
Всестороннее исследование последствий парадигмального поворота, произошедшего в гуманитарном знании во второй половине ХХ века и приведшего к формированию новых философско-антропологических подходов и к новому пониманию природы и сущности человека.
Полученные в ходе НИР результаты могут быть использованы в рамках учебного процесса в МГУ имени М.В.Ломоносова при разработке и чтении курсов по современным проблемам философии, философской антропологии, социальной антропологии, исторической и культурной антропологии, когнитологии, психологии, психологической антропологии, педагогики, педагогической антропологии, эпистемологии, социологии, культурологии, этологии и др. Их полнота, системность и эвристичность будут полезны при разработке теоретико-методологических проблем и мировоззренческих оснований естественнонаучных исследований человека, его свойств и качеств. Разработанные в ходе НИР новые концепции философско-антропологического субъекта, внутренней, внешней и новой реальности, «аутистического» сознания и мышления, аффектов и виртуализации способствуют дальнейшему комплексному изучению классических и неклассических интерпретаций природы и сущности человека. Обоснование концепций «клипового сознания», «клиповой реальности», «деконструкции сакрального» позволяет продолжить анализ философско-антропологических феноменов и концептов, отражающих кардинальную смену философских дискурсов и типов философствования, выявить последствия этого процесса для развития современного антропологического знания, изучить реальность человеческого существования в системе постнеклассических эпистемологических, коммуникативных, аксиологических, экзистенциальных, поведенческих и иных практик.
Анализ итогов НИР позволяет сделать вывод о полном выполнении его участниками плана научно-исследовательских работ и эффективной реализации ранее намеченных задач. Полученные результаты были неоднократно апробированы в процессе чтения постоянно обновляемых курсов по актуальным проблемам философской антропологии.
госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Теоретические проблемы классической и неклассической философской антропологии |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | OTChET_NIR_GOST_2018.pdf | OTChET_NIR_GOST_2018.pdf | 48,1 КБ | 16 декабря 2018 [PonomaryovaGM] |