![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Проект посвящен описанию региолекта Большого Севастополя на основании регулярного полевого обследования речи, а именно семиотических, семантических, грамматических (словообразовательных, морфологических, синтаксических) процессов, отражающихся в речи как городского населения, так и жителей сельских пригородов в условиях длительного влияния близкородственного украинского языка. В рамках проекта предполагается систематическое обследование речи школьников двух школ, а также проведение серии экспедиций в населенные пункты в окрестностях Большого Севастополя для выявления и исследования особенностей речи городского и сельского населения Севастополя. В проекте участвуют как школьники, так и молодые ученые, что позволяет сформировать научную группу, обладающую навыками проведения полевого обследования речи, способную квалифицированно применять фундаментальные научные методы для описания полученного полевого материала.
The project is devoted to description of the regional dialect in Sevastopol district. The description is based on regular field speech surveys focusing on semiotic, semantic, grammatic (derivational, morphological, syntactical) processes. These processes are reflected in speech of both urban and suburban population in the context of long-time influence of the closely related Ukrainian language. The project will include a systematic survey of speech of students from two schools and conducting a series of expeditions in Sevastopol district settlements with the aim to identify and study speech peculiarities in urban and suburban population of Sevastopol district. The scientific team involves school students and young scientists who possess the skills of field study of speech and are able to apply fundamental scientific methods for the description of the material collected.
Научные результаты В качестве результатов проведения исследования предполагается осуществить: 1. Описание лексико-семантических и словообразовательных инноваций в речи школьников Большого Севастополя; 2. Описание особенностей взаимодействия русского и украинского языков в сельских населенных пунктах Большого Севастополя; 3. Сбор материалов к истории преподавания русского и других национальных языков в г. Севастополе. Научно-педагогические результаты Важнейшим научно-педагогическим результатом проекта, вытекающим из реализации намеченного плана, является формирование группы молодых исследователей, объединенных совместным исследовательским опытом, что позволяет надеяться на формирование на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе самостоятельной научно-лингвистической группы, способной перерасти в научную "школу".
Руководитель проекта более 18 лет успешно работает в высшей школе, имеет ученое звание доцента (2012 г.) и является учителем высшей категории (2012 г.), на высоком научно-педагогическом уровне читает лекционные курсы "Современный русский язык: словообразование", "Диалектология русского языка", "Русский язык и культура речи", а также ведет практические занятие по курсу "Современный русский язык: морфология". Ю.Л.Ситько руководит диалектологической (производственной) практикой, проводимой на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе, а также является научным консультантом по русскому языку студенческого проекта "Русский город", направленного на привлечение студентов-журналистов к работе по выявлению ошибок в публичной письменной речи и популяризации грамотности г. Севастополе. За время педагогической деятельности под руководством Ю.Л.Ситько защищено более десяти дипломных работ.
Первый год реализации проекта Руководитель 1. Организованы и проведены социолингвистическое (1 школа) и диалектологическое (3 экспедиции общим сроком 12 рабочих дней) обследования отдельных населенных пунктов (село Терновка и село Верхнесадовое) Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе. В процессе обследования собрано более 20 часов аудиозаписей живой речи и более сотни анкет носителей языка. В обследовании принимали участие в качестве молодых ученых Н.Антоненко, М.Куприянова и Е.Красулина. Деятельное участие в обследовании также принимали школьники Ю.Курапова, Т.Теплова, В.Митасов. 2. Систематически еженедельно кроме времени летних каникул проводились занятия с участниками гранта. Занятия посвящались обучению и организации работы по наполнению аудиокорпуса и словаря русской речи Большого Севастополя. 3. Проведение занятий по основам методологии гуманитарных наук (онтология и гносеология гуманитарного объекта) и языкознания (методы проведения лингвистического исследования и методика диалектологического обследования населенного пункта) в адаптированной форме в соответствии с возрастными особенностями участников проекта. 4. В рамках исследования семиотических механизмов, лежащих в основе лексических (соотношение иконического и индексального как коннотативного компонента семантики) инноваций в речи опубликована одна статья в журнале "SHS Web of Conferences" (индексируется в Conference Proceedings Citation Index (Web of Science)) на английском языке. Группа молодых ученых Занятия по академическому письму и английскому языку. Наполнение аудиокорпуса русской речи и словаря Большого Севастополя с учетом стилистических характеристик включаемых единиц. Материалы для аудиокорпуса систематизировали и собирали Е.Красулина и М.Куприянова. По тематике проекта Н.Антоненко (студентка) в соавторстве с Т.Тепловой (школьница) опубликована 1 статья в научном журнале "SHS Web of Conferences" (индексируется в Conference Proceedings Citation Index (Web of Science)) на английском языке. В статье освещены основные особенности функционирования русского языка в Байдарской долине, а также приводятся данные об особенностях ограниченного функционирования украинского языка. Следует отметить, что девушки самостоятельно перевели статью на английский язык. По тематике проекта Ю.Ситько (руководитель проекта), М.Куприяновой (студентка) в соавторстве с В.Митасовым и Ю.Кураповой (школьница) 1 статья в научном журнале "Ученые записки НовГУ" (входит в список ВАК РФ). Статья посвящена обзору речи жителей села Терновка. Собранный материал позволяет утверждать, что жители Терновки сохранили некоторые черты южно-русских говоров, носители которых были переселены в село в послевоенный период. Участие в региональных и всероссийских научных конференциях (3 доклада). Студентки Е.Красулина и Н.Антоненко на Международном молодежном научном форуме "Ломоносов" в МГУ им. М.В.Ломоносова выступили с докладом "Обследование функционирования русского языка в Байдарской долине Большого Севастополя летом 2018 года". Доклад был признан лучшим в подсекции "Диалектология" и лучшим в секции "Филология" и награжден дипломом ректора МГУ акад. В.А.Садовничего. Работа по обучению школьников-участников проекта основам научного стиля (демонстрация особенностей научной статьи и тезисов научной статьи как жанров научного стиля) и помощь в написании научных статей и докладов. Группа школьников Систематическое социолингвистическое (2 школы) обследование речи молодежи Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе. Диалектологическое (3 экспедиции общим сроком 36 рабочих человеко-дней) обследование отдельных населенных пунктов (3 населенных пункта) Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе. Наполнение аудиокорпуса и словаря русской речи Большого Севастополя с учетом стилистических характеристик включаемых единиц. Сбор материалов к истории преподавания русского и других национальных языков в г. Севастополе (В.Митасов). Публикация по тематике проекта 3 статей (по одной каждым из участников-молодых ученых) в научных журналах, входящих в базы РИНЦ (Т.Теплова, В.Митасов, Ю.Курапова) совместно с молодыми учеными. Участие в региональных и всероссийских научных конференциях (3 доклада) (Т.Теплова, В.Митасов, Ю.Курапова).
бюджет города Севастополя, Региональный конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований, выполняемых талантливой молодежью под руководством ведущего ученого («Наставник»), проводимый совместно с г. Севастополем |
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 6 декабря 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Первый год реализации проекта |
Результаты этапа: Этап первый продлен согласно постановлению правительства Севастополя. | ||
2 | 1 января 2019 г.-30 декабря 2019 г. | Второй год реализации проекта |
Результаты этапа: Руководитель 1. Организация социолингвистического (2 школы) и диалектологического (3 экспедиции общим сроком 12 рабочих дней) обследования отдельных населенных пунктов (2 населенных пункта) Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе. 2. Организация и научно-методическое сопровождение работы молодых ученых и школьников по наполнению аудиокорпуса и словаря русской речи Большого Севастополя. 3. Проведение занятий по основам методологии гуманитарных наук (онтология и гносеология гуманитарного объекта) и языкознания (методы проведения лингвистического исследования и методика диалектологического обследования населенного пункта) для участников проекта. 4. Исследование семиотических механизмов, лежащих в основе лексических (соотношение иконического и индексального как коннотативного компонента семантики) инноваций в речи. Группа молодых ученых Систематическое социолингвистическое (2 школы) обследование совместно со школьниками речи молодежи (старшеклассники и студенты) Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе и консультирование школьников-участников проекта. Диалектологическое (3 экспедиции общим сроком 36 рабочих человеко-дней) обследование отдельных населенных пунктов (3 населенных пункта) Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе и консультирование школьников-участников проекта. Наполнение аудиокорпуса русской речи и словаря Большого Севастополя с учетом стилистических характеристик включаемых единиц. Публикация по тематике проекта 6 статей (по две каждым из участников-молодых ученых) в научных журналах, входящих в базы РИНЦ, 2 из них из списка ВАК: описание словообразовательных метафор в речи Севастополя (М. Куприянова и Е. Красулина); сбор материала для исследования особенностей взаимодействия русского и украинского языков (Н. Антоненко). Участие в региональных и всероссийских научных конференциях (3 доклада). Работа по обучению школьников-участников проекта основам научного стиля (демонстрация особенностей научной статьи и тезисов научной статьи как жанров научного стиля) и помощь в написании научных статей и докладов. Группа школьников Систематическое социолингвистическое (2 школы) обследование речи молодежи Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе. Диалектологическое (3 экспедиции общим сроком 36 рабочих человеко-дней) обследование отдельных населенных пунктов (3 населенных пункта) Севастопольского региона на базе кафедры русского языка и литературы филиала МГУ в г. Севастополе. Наполнение аудиокорпуса и словаря русской речи Большого Севастополя с учетом стилистических характеристик включаемых единиц. Сбор материалов к истории преподавания русского и других национальных языков в г. Севастополе (В.Митасов). Публикация по тематике проекта 3 статей (по одной каждым из участников-молодых ученых) в научных журналах, входящих в базы РИНЦ (Т.Теплова, В.Митасов, Ю.Курапова; индивидуально или в соавторстве) совместно с молодыми учеными. Участие в региональных и всероссийских научных конференциях (3 доклада) (Т.Теплова, В.Митасов, Ю.Курапова). |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".