![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
В рамках данной темы продолжено исследование основных особенностей формирования западноевропейской рациональной мысли. Особое внимание уделено проблемам формирования правовой ментальности в Древней Греции, интерпретации платоновских диалогов, становлению аристотелевской логики и онтологии, проблеме межкультурных ментальных взаимодействий.
In the context of this topic continues the study of basic features of the formation of Western rational thought. Special attention is paid to problems of formation of legal mentality in Ancient Greece, the interpretation of Plato's dialogues, the formation of Aristotelian logic and ontology, the problem of intercultural mental interactions.
В рамках данного НИР получены следующие конкретные результаты: I. Ранние греческие представления о «тэмис» и «дикэ» не могут интерпретироваться через различение морального и легального. 2. Изначальное представление о «тэмис» в силу тесной связи с сакральной сферой со временем перестает иметь отношение к сфере справедливости и права. 3. Представление о «дикэ» изначально имеет моральный характер и не сводится к осуществлению правосудия. 4. Представление о «дикэ» у Гомера и Гесиода тесно связано с распределяющей почести деятельности Зевса и имеет не только социальное, но и космическое значение. 5. В основе представления о «дикэ» лежит принцип воздаяния равным за равное. 6. В постгомеровской Греции постепенно происходит кризис представления о божественной справедливости, выраженный, прежде всего, в элегиях Солона и особенно Феогнида. 7. Этот кризис приводит к «интериоризации» представления о «дикэ», которая из космической справедливости постепенно превращается в справедливость души. 8. Попыткой преодоления этого кризиса внутри традиционного поэтического мировоззрения была деятельность Пиндара и особенно Эсхила, представившего грандиозную систему нового религиозно-философского миросозерцания в форме трагедии. Эсхил попытался совместить действие божественной справедливости с ответственностью и свободой человека. 9. Последняя попытка спасти традиционное понимание справедливости была предпринята Софоклом, представившим по сути иррационалистический ответ на проблемы, поставленные веком греческого Просвещения. II. Комментарий к «Государству» — наиболее адекватная форма для определения платоновской концепции справедливости. Это обусловлено спецификой платоновского выражения своей мысли. Платоновский диалог как уникальный способ изложения и анализа философских проблем. 2. Унитаристский подход является методологической основой исследования Платона. Это дает возможность постоянной иллюстрации любого диалога любым диалогом, независимо от произвольных и ненадежных попыток их датировки. В случае с «Государством» это значит, что для иллюстрации активно используются, прежде всего, «догматические» диалоги: «Законы», «Горгий», «Критон», «Филеб», «Политик», «Федон», «Тимей», «Критий». 3. «Апология Сократа» и «Критон» в своей основе содержат то же самое учение, что и «Государство», и могут служить введением в его проблематику. 4. «Государство» — это единое и цельное произведение, созданное по единому плану. Утверждения о возникновении отдельных книг «Государства» в разное время и с разными целями являются произвольными и бездоказательными гипотезами, препятствующими пониманию диалога. 5. Спекуляции о связи «Государства» с «биографией» Платона на основании «Седьмого письма» ненадежны и должны быть исключены. 6. «Государство» — это не политический трактат, но этический диалог, в котором политический момент является лишь проявлением этического и психологического. 7. Последовательный анализ диалога показывает единство дежащей в его основе этической теории. 8. Основополагающим моментом в платоновской теории справедливости является учение о ее естественном или природном характере вопреки теориям условного или договорного происхождения справедливости. Естественность справедливости обосновывается через понятие души, которое именно поэтому играет такую роль в платоновской философии. 49 9. V-VII книги «Государства» имеют прямое отношения для понимания платоновской концепции справедливости. Нет оснований считать их противоречащими остальному диалогу или выражающими иную концепцию. Эти книги содержат изложение основания для трехчастной справедливости. Таким основанием является разумение, а его объектом — благо или идея блага. 10.У Платона в «Государстве» нет учения о трансцендентном благе и иерархии идей. Теория блага носит, прежде всего, этический характер и необходима для решения основной проблемы диалога. 11.У Платона в «Государстве» нет учения об идеях-числах. 12.VIII-IX книги не носят исторического характера, не являются социологическим трактатом. Они демонстрируют психологическую деградацию от разумения к наслаждению. 13.X книга тесно связана со всем диалогом и не является агрегатом из трех отдельных частей (критика подражательного искусства, учение о бессмертии души, миф об Эре).
госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Античная и древневосточная философия |
Результаты этапа: Публикация трех научных статей в высокорейтинговых научных периодических изданий по теме НИР. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".