![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Разработка методологических и философских проблем современных гуманитарных и общественных наук. Методологический анализ и эпистемологическая оценка основных программ в области наук о человеке и обществе: когнитивной программы, структурализма, герменевтики, конструктивизма, нейронаук. Категориальный анализ, поиск эффективных и анализ действующих моделей исследования ключевых институтов современного общества и его коммуникационной инфраструктуры
Development of methodological and philosophical problems of modern humanities and social sciences. The methodological and epistemological analysis of the assessment of the major programs in the agenda of humanities and social sciences: cognitive program, structuralism, hermeneutics, constructivism, neurosciences. Categorical analysis and investigation of existing models of research of key institutions of modern society and its communicative infrastructure.
Выявление методологической специфики теоретического моделирования в гуманитарных и общественных науках, в том числе на примере экономики, когнитивных и нейронаук. Фиксация методологических оснований и актуальных трудностей теоретических и экспериментальных исследований мышления в современной нейронауке. Оценка исторической и аксиологической роли гуманитарных наук в развитии интеллектуальной культуры с точки зрения эволюции и перспектив развития системы образования.
По результатам работы в 2016 г. исследовательским коллективом опубликовано пять статей, в том числе три – в журналах, индексируемых в системе RSCI. Полученные результаты: 1) Могут быть использованы (и уже используются представителями исследовательского коллектива) в работе научных семинаров и в преподавании учебных курсов (в частности, спецкурс "Проблемы сознания в истории философии и современных когнитивных исследованиях" (Н.М. Сидорова), «Экспериментальные практики в методологии общественных наук» (Т.А. Вархотов), «Философские проблемы электронной культуры» (А.Ю.Алексеев) и др.). 2) Открывают перспективы дальнейших исследований во всех выделенных областях, в том числе a. Изучение структуры и механизмов работы воображения при моделировании и связи идеальных действий и мысленных экспериментов с воспроизводством научного знания и формированием предметности научных понятий (семантического слоя науки). b. Поиски теоретико-методологических основной создания универсального языка описания интеллектуальной деятельности, способного эффективно работать как с «естественнонаучным», экспериментальным описанием когнитивных процессов, так и с интроспективной, психологической картиной, характерной для системы социо-гуманитарного знания. c. Дальнейшее исследование невидимого для современных наукометрических инструментов и моделей оценки научной и образовательной деятельности вклада гуманитарных и общественных наук в воспроизводство интеллектуальной культуры, включая разработку инструментария предъявления и количественной оценки этого вклада.
Изучение эпистемологический оснований моделирования и предметного синтеза в общественных науках позволило сформулировать гипотезу о фундаментальной роли воображения (образно-метафорических конструкций, основной особенностью которых является наглядность) в формировании семантического слоя науки и, шире, в процессах понимания. Моделирование, как теоретическая деятельность, направленная на создание медиативных познавательных систем, ответственных за переход от теоретического к экспериментальному (процедурному) слою науки, является ключевым видом исследовательской деятельности с точки зрения обеспечения предметной отнесенности и осмысленности знания. При этом возникают специфические риски подмены реального воображаемым, поскольку на уровне познавательной системы субъекта и то, и другое представляет собой разные формы опыта, опирающиеся на один и тот же источник (сенсорные данные и априорные структуры организации опыта, - т.е., человеческую психику). Анализ проблемы статуса моделей в теоретической экономике показал наличие такого рода подмены, обоснование которой производится с опорой на предполагаемое сходство экспериментальных практик и мысленных экспериментов, принципиальная ограниченность которого и связанная с нею невозможность замены эксперимента мысленным экспериментом показана для экономической теории, но может быть обобщена до уровня научной эпистемологии в целом. Методологический анализ современных подходов к изучению мышления и сознания в нейронауках проводился с опорой на конкретно-научный материал, связанный с описанием работы сознания на уровне нейронных сетей, психических реакций и переживаний и на уровне самосознания, а также материалов по измененным состояниям сознания, "out of body experiens", по трактовке сознания как самого высокого уровня интеграции информации. Показано, что основная трудность заключается не в картировании мозга и понимании того, к формируются нейронные сети в ответ на внешние раздражители, а в перекодировании этой информации с языка естественнонаучного внешнего описания (от третьего лица), на язык феноменологии (от первого лица) и обратно. Пока ни одно, ни другое профессиональное сообщество к этому не готово, но некоторые авторитетные специалисты, в том числе директор Алленовского института мозга Кристоф Кох работают в направлении создания нейрофеноменологии, сотрудничая со специалистами в области медитативных практик. Итак, выработка языка описания феноменов сознания, способного соединить подходы от первого и третьего лица, может рассматриваться как необходимая основа будущего синтеза. В рамках исследования роли гуманитарных наук в развитии интеллектуальной культуры и образования задачи изучались проблемы развития образования, дисциплинарная организация современной образовательной системы, взаимосвязи гуманитарного и технического образования, а также науки и вненаучных форм знания (на примере христианской теологии). Проведен анализ взаимосвязи этих важнейших институтов и форм знания. Показан кризисный характер положения гуманитарных наук в реализующемся в настоящее время образовательной проекте, зафиксированы связанные с этим риски. Рассмотрены различные представления современных западных христианских теологов по вопросам отношения христианства к науке в мировоззренческом и методологическом аспектах. Обоснование необходимости и возможности формирования в образовательном процессе у учащихся целостного мировоззрения, и усиления гуманитарной составляющей при обучении студентов негуманитарных специальностей.
госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Философские проблемы гуманитарных и социальных наук |
Результаты этапа: Публикация трех научных статей в высокорейтинговых научных периодических изданий по теме НИР. | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Философские проблемы гуманитарных и социальных наук |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Философские проблемы гуманитарных и социальных наук |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".