![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Ключевой целью проекта является получение принципиально нового знания о природе цифрового неравенства в России как о явлении общественно-политического характера и изучение способов эффективного преодоления цифрового разрыва в России с учетом специфики российских регионов.
The project was aimed at analyzing three levels of the digital divide in Russia (access, skills, benefits from the use of digital technologies) and studying the role of legislative regulation at the federal and regional levels in overcoming the digital divide in Russia. Special attention was paid to the study of methods for the formation of digital and media literacy of the population through media education, which we believe is an important condition for overcoming the digital divide. As part of the research work, the model of the digital passport of the region was also first derived and tested in eight constituent entities of the Russian Federation, which we propose to use in the future for a comprehensive analysis of the digital inequality and digital capital of the region, as well as to reduce the digital divide, taking into account the current state of digitalization in the region.
• глубокий анализ и теоретическое осмысление основных понятий, закономерностей, факторов, вызовов цифрового неравенства как проблемы общественно-политического характера с учетом российского контекста и специфики российских регионов. В результате работы будет ликвидирован существующий пробел в теоретическом изучении цифрового неравенства в России как проблемы не только наличия/отсутствия доступа к Интернету и ИКТ, но и вызова более глубокого общественно-политического характера (неравные возможности и преимущества пользователей, новые разрывы внутри общества как следствие технологического разрыва, новые угрозы целостности страны в условиях цифровой реальности и многое другое), по-разному проявляющегося в разных регионах страны с учетом общественно-политических реалий; • исследование трех уровней цифрового неравенства в восьми федеральных округах России с опорой на открытые данных статистики, в результате чего будет сконструирована модель цифрового неравенства в России на трех уровнях по каждому федеральному округу, с перспективой имплементации аналогичной модели в масштабе всей страны; • разработка практических рекомендаций для представителей органов власти и общественных организаций, занимающихся вопросами ликвидации цифрового неравенства в РФ, по оптимизации деятельности в этой области, с учетом регионального контекста и лучших практик регионов; • презентация результатов исследования в научных публикациях и апробация их на международных научно-практических конференциях в России (Двенадцатые международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации – 2020»; Международная научно-практическая конференция НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований – 2020»)
Участники научного коллектива имеют большой опыт изучения проблемы цифрового неравенства в российском и международном контексте. Е. Л. Вартанова обратилась к теме цифрового неравенства уже в конце 1990-х гг. В 1999 году в своей докторской диссертации по теме «Североевропейский путь к информационному обществу: эволюция финской модели СМИ» на зарубежном материале она проанализировала возникновение в условиях становления информационного общества новых форм социального неравенства. C течением времени концепция цифрового неравенства углублялась, и исследования Е.Л. Вартановой перестали фокусироваться исключительно на проблеме доступа к устройствам и инфраструктуре. Исследователь обращала внимание на возникновение нескольких «цифровых разрывов» и подчеркивала, что неправильно рассматривать проблему одномерно – только как различие между людьми в технологическим доступе, ведь цифровое неравенство приводит к различиям в образовании, знаниях, стиле жизни и траекториях человеческого существования в целом. Наконец, сегодня Е.Л. Вартанова привносит в академическую повестку изучение новых видов «неравенств», порожденных цифровизацией – на уровне различных сообществ, на рынке труда, на мотивационном уровне, а также тех негативных последствий этого процесса, которые начали сказываться на обществе, его этнических группах и отдельных людях (см. Gladkova, A., Vartanova, E., Ragnedda, M., 2020). В рамках научного задела по проекту в 2018-2020 гг. авторами был проведен ряд исследований, направленных на анализ цифрового разрыва в конкретных регионах РФ (Гладкова, Гарифуллин, Рагнедда, 2019), разработаны индикаторы для описания и измерения каждого из трех уровней и сделаны выводы о доступе к Интернету и ИКТ, уровне цифровой грамотности пользователей и уровне социальных преимуществ пользователей республики с учетом актуальной ситуации в регионе.
В ходе работы над проектом нами были проанализированы ключевые теоретические подходы к изучению проблемы цифрового неравенства в зарубежных и отечественных междисциплинарных исследованиях. Были изучены три уровня модели цифрового неравенства в России (доступ, навыки, преимущества от использования цифровых технологий) и проанализирована роль законодательного регулирования на федеральном и региональном уровнях в преодолении этой проблемы российским обществом. Для изучения проблемы цифрового неравенства в российских регионах нами была проанализирована цифровая информационная открытость власти и предложена рекомендация о разработке единых требований по созданию, наполнению и функционированию специализированных онлайн-порталов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в развитии регионов. В рамках исследования были определены состояние и возможные направления развития медиаграмотности населения России, являющейся важным условием преодоления цифрового неравенства. Был проведен контент-анализ государственных документов, направленных на развитие информационного общества, а также текстов профессиональных программ, направленных на повышение медиаграмотности населения России. В рамках исследовательской работы была также впервые выведена модель цифрового паспорта региона. Данный метод был апробирован нами на восьми субъектах Российской Федерации: Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и Республика Дагестан. На основании анализа всех описанных критериев был сформулирован список рекомендательных мер по увеличению цифрового капитала указанных регионов, а также выявлен ряд особенностей цифровизации в регионах, связанные с доступностью онлайн-услуг населению, их востребованностью, статистикой доступа к Интернету, уровнем цифровой грамотности населения и т.д.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 20 июля 2020 г.-15 марта 2021 г. | Цифровое неравенство как актуальная проблема современного коммуникационного пространства России |
Результаты этапа: В ходе работы над проектом нами были проанализированы ключевые теоретические подходы к изучению проблемы цифрового неравенства в зарубежных и отечественных междисциплинарных исследованиях. Были изучены три уровня модели цифрового неравенства в России (доступ, навыки, преимущества от использования цифровых технологий) и проанализирована роль законодательного регулирования на федеральном и региональном уровнях в преодолении этой проблемы российским обществом. Для изучения проблемы цифрового неравенства в российских регионах нами была проанализирована цифровая информационная открытость власти и предложена рекомендация о разработке единых требований по созданию, наполнению и функционированию специализированных онлайн-порталов, позволяющих населению принимать непосредственное участие в развитии регионов. В рамках исследования были определены состояние и возможные направления развития медиаграмотности населения России, являющейся важным условием преодоления цифрового неравенства. Был проведен контент-анализ государственных документов, направленных на развитие информационного общества, а также текстов профессиональных программ, направленных на повышение медиаграмотности населения России. В рамках исследовательской работы была также впервые выведена модель цифрового паспорта региона. Данный метод был апробирован нами на восьми субъектах Российской Федерации: Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и Республика Дагестан. На основании анализа всех описанных критериев был сформулирован список рекомендательных мер по увеличению цифрового капитала указанных регионов, а также выявлен ряд особенностей цифровизации в регионах, связанные с доступностью онлайн-услуг населению, их востребованностью, статистикой доступа к Интернету, уровнем цифровой грамотности населения и т.д. В результате работы над проектом все поставленные задачи были выполнены. Авторами был проведен анализ теоретических подходов к изучению цифрового неравенства в России и за рубежом, исследованы работы в области цифрового неравенства за последние десять лет, изучены и обобщены данные из открытых источников (Федеральная служба государственной статистики, РОЦИТ, отчеты региональных министерств и ведомств, индекс Интернет-открытости регионов России, индекс цифровой грамотности и другие). Для изучения цифрового неравенства и его специфики в конкретных регионах РФ нами были проанализированы а) инструменты регулирования (глобальное и национальное регулирование, информационная и медиаполитика, возможности государственно-частного партнерства); б) механизмы политической среды (признание права на доступ к ИКТ актуальным правом человека, открытость органов государственного управления, культура гражданского участия в цифровой среде); в) цифровая включенность пользователей (доступность цифровой инфраструктуры, создание материальных возможностей для формирования цифровых навыков, борьба с тремя уровнями цифрового неравенства,); г) цифровая медиакультура (цифровая и медиаграмотность, информационная безопасность, осознанность пользовательского запроса в цифровой среде, наличие в цифровой среде адекватных сервисов и контента, мотивация и вовлеченность пользователей в процессы коммуникации, этика). Анализ проводился на основе восьми субъектов Российской Федерации (Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Калининградская область и Республика Дагестан), что позволило выявить общие тренды и ключевые особенности конкретного региона страны, а также систематизировать и интерпретировать полученные данные в рамках предложенного нами цифрового паспорта региона. В результате работы нами были предложены практические рекомендации для представителей органов власти и общественных организаций, занимающихся вопросами ликвидации цифрового неравенства в РФ, по оптимизации деятельности в этой области с учетом выявленной специфики цифрового разрыва в конкретных региональных контекстах и с перспективой использования цифрового паспорта для комплексной оценки состояния цифровой среды в регионе. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".