Технологии дополненной реальности в сфере автоматизации государственного управленияНИР

Augmented reality technologies in the field of public administration automation

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 16 июля 2020 г.-12 марта 2021 г. Технологии дополненной реальности в сфере автоматизации государственного управления
Результаты этапа: К важнейшим результатам, полученным в ходе реализации проекта и строго соответствующим его задачам, следует отнести: 1. Раскрыты внутренние административно-правовых ограничения, касающиеся этапов проектирования ТАРМ. Так, приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций № 22 от 30 января 2019 г. внедрение системы ТАРМ в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения было запланировано на 4 квартал 2021 года (исходя из текста Приказа, не ясно, будет ли ТАРМ внедрено сразу во всех государственных органах или только в госорганах первой очереди, будет ли оно дорабатываться с учетом выявленных недостатков первых пилотных версий до 2024 года). При этом отечественные разработчики получили задание к середине 2020 года разработать методику обследования и классификации АРМ государственных органов, оценить готовность и разработать технологию перевода на ТАРМ пилотных АРМ госорганов первой очереди (Фонда социального страхования, Государственной фельдъегерской службы и Ростехнадзора) и затем второй очереди (Федеральной таможенной службы, Росгвардии, Росархива, Росимущества, Минюста и Минтруда). Как только государство получит от ООО «ИБС Экспертиза» технический проект перевода госорганов на ТАРМ, Минкомсвязь сможет запустить административный процесс перевода на ТАРМ органов государственной власти первой и второй очередей, но будет делать это поэтапно, начиная с 4 квартала 2021 года и вплоть до конца 2024 года, следуя показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление». Еще одним административно-правовым ограничением внедрения ТАРМ выступает необходимость сертификации и тестирования российского программного обеспечения, разрабатываемого для государственных органов власти. Так, НИИ «Восход» в рамках Постановления Правительства РФ № 1114 от 28 августа 2019 г. только в 2020 году начал тестировать различные конфигурации программной основы ТАРМ - российского программного обеспечения для государственных служащих, вошедшего в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Значимость тестирования заключается в том, что процесс полного импортозамещения программного обеспечения рабочих мест в органах государственной власти неизбежно будет сталкиваться с неожиданными ошибками и отказами в работе, связанными с несовместимостью отечественных программных компонентов между собой, с ведомственным программным обеспечением и АИС, с электронными подписями и программными средствами криптографии, использующиеся практически в каждом госоргане. Стенд НИИ «Восход» позволит также оперативно тестировать все пакеты обновлений программного обеспечения и исправлять выявленные недочеты и ошибки. Говоря о перспективах дополнения ТАРМ госслужащего технологиями дополненной реальности, следует отметить принципиальную важность установки на стенде НИИ «Восход» различных платформ виртуальной и дополненной реальности, на которых уже сейчас можно развернуть наборы отечественного программного обеспечения из Реестра Минкомсвязи: операционные системы, системы виртуализации, программы информационной безопасности, офисное ПО, средства совместной работы и удаленного доступа и др. Обозначенные наборы ПО должны будут проверяться в различных конфигурациях на совместимость, устойчивость, быстродействие и т.д. Более того, подобным образом важно проводить тестирование инфраструктуры виртуальных рабочих столов государственных служащих, по итогам чего могут быть отобраны наиболее устойчивые наборы. 2. Проведена оценка готовности информационной инфраструктуры государственных органов к переводу на ТАРМ. Бросается в глаза низкая степень подключенности к сети «Интернет» российских органов государственной власти (а также органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов). Наличие только 4 опорных центров обработки данных в 4 федеральных округах свидетельствует о недостаточной готовности к переходу на отечественную инфраструктуру обработки и хранения данных (к 2024 году опорные центры должны появиться в каждом федеральном округе). Перенос информационных систем и ресурсов только федеральных органов государственной власти в единую государственную облачную платформу по сервисной модели к 2024 году составит не более 70% (34% в 2020 году). Доля сертифицированных центров обработки данных, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления возрастет с 30% в 2002 году до 100% в 2024 году. На начальном этапе находится апробация и внедрение сетей связи 5G, которые к 2024 году должны будут охватить 5 отраслей экономики (беспилотный транспорт, «умный город», промышленное производство, музейно-экскурсионную сферу, сельское хозяйство и охрану природы), но пока не затронут сферу автоматизации федеральных органов государственного управления и АРМ госслужащих. 3. Разработаны требования к поэтапному переходу от разрозненных автоматизированных рабочих мест федеральных органов исполнительной власти к единому ТАРМ государственного служащего: - перевод в рамках эксперимента Минкомсвязи в 2020-2022 гг. информационных систем государственных органов в государственную единую облачную платформу (см. Концепцию создания государственной единой облачной платформы [Концепция создания государственной единой облачной платформы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1911-р) // http://static.government.ru/media/files/3pP2jAu58rAlWXyCmVZAMzJiX0Liw5Dg.pdf (дата обращения: 20.09.2020)]: перенос всех продуцируемых государственными органами данных в единое централизованное облачное хранилище году позволит осуществлять их бесперебойное использование, централизованное хранение и статистическую обработку, результаты которой будут доступны госслужащим в соответствии с их должностной категорией и решаемыми задачами. Облачная платформа будет предоставляться на основании государственных контрактов, при этом ее инфраструктура будет включать в себя базовые и резервные ресурсы, расположенные исключительно на территории России, что будет способствовать усилению контроля за прежде разрозненными ресурсами, повысит доступность, надежность и оперативность работы сервисов, сократит затраты на информационную безопасность, администрирование и поддержку, - развитие системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) как основы электронного правительства и составляющей перехода к цифровому государственному управлению: повышение к 2024 году до 90% доли юридически значимого электронного документооборота, осуществляющегося между государственными органами, станет возможным на основе гармонизации тех наборов данных, которые каждый из них производит и обменивается. СМЭВ не только повысит эффективность работы госслужащих, но и позволит осуществлять хранение статистики, каталогизировать пользователей своих сервисов, проводить аутентификацию и авторизацию обращений, вести реестр подключенных сервисов, поддерживать процесс взаимодействия от маршрутизации запросов до их мониторинга и протоколирования, применять политику безопасности, управлять сценариями взаимодействия, хранить метаинформацию о подключенных сервисах и др., - построение Национальной системы управления данными (НСУД) [Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1189-р) // http://gov.garant.ru/document?id=72162090&byPara=1&sub=1 (дата обращения: 18.09.2020)] позволит государству осуществлять работу с государственными данными без изменения точек их хранения, формировать модели госданных, правила доступа и контроля их качества. Создание НСУД потребует унифицировать стандарты обмена и хранения госданных, создать единые условия доступа и стандарты разметки данных, определить политику формирования и распространения наборов данных. Интеграция НСУД с существующими элементами инфраструктуры электронного правительства будет происходить поверх Системы межведомственного электронного документооборота, Единой системы идентификации и аутентификации пользователей, Единой среды проектирования услуг на базе реестра видов данных, Единой системы нормативно-справочной информации и др. НСУД будет также распространяться на запланированные элементы цифрового государственного управления: Единый федеральный информационный ресурс о населении (поставщика эталонных данных), ГАС «Управление» - аналитическую систему, работающую на данных, получаемых через ЕИП НСУД, Цифровой профиль, Цифровую аналитическую платформу и др. В результате НСУД будет обладать дифференцированными режимами работы с данными: общего правового режима (в отношении публичной информации и открытых данных), так и специальными правовыми режимами (в отношении персональных данных, отдельных видов информации ограниченного доступа - государственной тайны и др.). НСУД позволит государственным органам повысить эффективность исполнения государственных функций и оказания госуслуг благодаря снижению ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности данных в существующих информсистемах; граждане получат новое качество госуслуг в цифровом виде (за счет персонализации и унификации интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия, снижения сроков официального ответа госоргана на обращение с 30 до 1 суток, расширения перечня госуслуг, для получения которых нужен только один документ, включая суперсервисы по жизненным ситуациям человека), - разработка по каждому государственному органу проекта перевода его автоматизированных рабочих мест на ТАРМ: определение технологии и технических условий для внедрения ТАРМ в информационную инфраструктуру госоргана (от вычислительной инфраструктуры до технического оснащения рабочих мест), расчет необходимых ресурсов (от серверного оборудования до перечня необходимого программного обеспечения), детализацию реестра и плана управления технологическими рисками на период перевода рабочих мест на ТАРМ, детализацию ролевой модели для персонала служб эксплуатации ТАРМ с определением матрицы совместимости ролей на период перевода и последующей эксплуатации, разработку перечня мероприятий, операций по переводу классифицированных АРМ госоргана на ТАРМ, разработку схем организационной и функциональной структуры, структурной схемы комплекса технических средств, разработку ведомости покупных изделий, разработку рекомендаций по доработке используемых информационных систем для обеспечения их переноса на ТАРМ. 4. Сформулированы требования к типовому автоматизированному рабочему месту государственного служащего (как стационарному, так и облачному), функциональные возможности которого будут настраиваться под каждую категорию и группу должностей государственной службы [Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 18.09.2020)]: 1) ТАРМ администратора (от заместителя начальника отдела до начальника управления, от заместителя начальника главного управления до первого заместителя федерального министра) – высший уровень доступа; 2) ТАРМ помощника/советника федерального министра – специальный уровень доступа; 3) ТАРМ специалиста (от специалиста-эксперта до начальника отдела в департаменте) – продвинутый уровень доступа; 4) ТАРМ исполнителя (от специалиста 2 разряда до ведущего специалиста 2 разряда) – стандартный уровень доступа. При этом необходимыми программными компонентами ТАРМ в рамках единой цифровой платформе должны стать: - отечественная операционная система на базе Linux или его аналогов, сертифицированная ФСТЭК РФ и представленная в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных РФ (например, ОС АТЛАНТ, ОС РОСА ХРОМ, ОС RAIDIX и др.); - информационная система «Личный кабинет государственного служащего», позволяющая получать и обрабатывать электронные заявления граждан и организаций (по модели кабинета госслужащего на портале электронного правительства [Кабинет госслужащего. Официальный интернет-портал государственных услуг // http://techportal.gosuslugi.ru/office-employee-gui/]; - пакет офисных программ для работы с электронными документами, таблицами и презентациями, разработанный в качестве российского аналога Microsoft Office; - единая система электронной почты для государственных служащих; - единая система видеосвязи для государственных служащих; - единая система обмена мгновенными сообщениями (мессенджер) для государственных служащих; - единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [Система межведомственного электронного взаимодействия. Технологический портал // https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения: 18.09.2020)], обеспечивающая процесс оказания государственных услуг и функций в электронном виде, а также технологическую основу информационного взаимодействия государственных органов на базе сервис-ориентированной архитектуры, построенной по общепринятым стандартам и единым технологическим решениям, единых классификаторам и описаниям структур данных; - единая система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) с использованием средств электронной подписи; - единая система нормативной справочной информации (ЕСНСИ) [Единая система нормативной справочной информации // esnsi.gosuslugi.ru]; - комплекс существующих государственных автоматизированных информационных систем, конфигурации программных компонентов которых будут подключаться в зависимости от полномочий и сферы компетенции конкретного государственного служащего: ГАС «Управление», ИАС мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы, ГИС «Проектирование», ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», АИС «Единая проектная среда», ГИИС «Электронный бюджет», ГАС правовой статистики, ГИС «Единый реестр проверок», информационно-правовая система «Законодательство России», АИС «Госзаказ», государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и др., - средства криптографической и антивирусной защиты информации, в том числе при работе с персональными данными и сведениями, составляющими государственную тайну [Перечень средств защиты информации, сертифицированных ФСБ России. Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России // http://clsz.fsb.ru/certification.htm] (например, программно-аппаратная продукция таких разработчиков как АО «Лаборатория Касперского», ООО «Доктор Веб», ООО «Валидата», ООО «КРИПТО-ПРО» и др.), - модули подключения к периферийному оборудованию (принтерам, сканерам и др. Более того, федеральный проект «Цифровое государственное управление» может быть дополнен существующими и перспективными механизмами построения дополненной реальности, которые могут быть непосредственно задействованы в сфере автоматизации работы государственного служащего, трансформируя интерфейс виртуального взаимодействия с данными, а существующие в России программные продукты в сфере AR должны быть включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и пройти стендовое тестирование, по типу конструктора проектов дополненной реальности EV Toolbox Standart. 5. Систематизированы возможности маркерного, безмаркерного, проекционного и одометрического механизмов построения дополненной реальности применительно к сфере автоматизации работы государственного служащего: 1) маркерная дополненная реальность основана на распознавании изображений. Этот тип технологии использует камеру мобильного устройства и специальный пассивный визуальный маркер, например, QR-код, который показывает запрограммированный результат только тогда, когда его считывает камера. Таким образом, удается выделять виртуальные объекты из реального мира и получать доступ к зашифрованной в QR-коде информации [Касоян К.Ф. Разработка системы распознавания маркеров дополненной реальности // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78807/1/fti_2019_013.pdf (дата обращения: 18.09.2020)]; 2) безмаркерная дополненная реальность (координатно- или GPS-ориентированная AR). Чтобы предоставить данные о местонахождении объекта, она может использовать GPS-приемник, гироскоп, магнетометр, датчик скорости или акселерометр, которыми оснащено компьютерное устройство. Благодаря массовому распространению смартфонов и планшетов эта технология является самой распространенной в сфере AR на данный момент и позволяет с помощью трехмерного картирования создавать виртуальные указатели маршрутов и направлений движения [Трофименко Е.В., Хмелева И.В. Разработка мобильного приложения на основе технологии дополненной реальности // http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/analiz/2018/01/2018-01-14.pdf (дата обращения: 18.08.2020)]; 3) проективная дополненная реальность: она работает путем проектирования световых проекций на физические поверхности или в формате плазменных 3D-проекций. Специальное программное обеспечение для AR-устройств помогает осуществлять взаимодействие между пользователем и проекцией, определяя жесты и моменты прикосновения пользователя к той или иной точке световой картинки или плазменной формы [Dal Corso A., Einarsson G., Kjer H., Olsen M. VirtualTable: a projection augmented reality game // https://www.researchgate.net/publication/301463299_VirtualTable_a_projection_augmented_reality_game (дата обращения: 18.08.2020)]; 4) одометрическая дополненная реальность, основанная на технологии визуальной инерциальной одометрии, - технологии, отслеживающей позицию и позволяющей ориентироваться в пространстве с помощью сенсоров и камеры [Cortes S., Solin A., Rahtu E., Kannala J. ADVIO: An Authentic Dataset for Visual-Inertial Odometry. ECCV 2018. Lecture Notes in Computer Science, vol 11214. Springer, Cham // https://doi.org/10.1007/978-3-030-01249-6_26 (дата обращения: 18.08.2020)]. Благодаря этому можно создавать точную 3D-модель пространства вокруг устройства, обновлять ее в реальном времени, определять в ней координаты и положение предметов, вставлять дополнительные объекты в интерьер и взаимодействовать с ними, передавать эти данные всем приложениям и накладывать поверх нее дополнительные слои. 6. На базе успешных пилотных проектов описаны наиболее перспективные технологии дополненной реальности, способные существенно усилить цифровое государственное управление в части ТАРМ, включая умных AR-помощников, поддерживающих процесс оказания государственных услуг и работу с государственными данными, AR-визуализацию, позволяющую проецировать и взаимодействовать с большими объемами данными в виртуальном пространстве, образовательные AR-технологии в сфере подготовки государственных служащих, AR-платформы для обеспечения общественной и кибербезопасности, визуализации строительных объектов, планирования, обслуживания и управления инфраструктурой. При этом Правительство Российской Федерации в сотрудничестве с рядом российских региональных правительств уже начинает тестировать возможности различных AR-решений, рассматривая их как эффективные инструменты, прежде всего, модернизации ведомственных информационных систем и автоматизации рабочих мест государственных служащих, совершенствования рабочего инструментария государственных корпораций. Дальнейшая адаптация и внедрение AR-технологий в сферу государственного управления будет неизбежно сталкиваться с рядом проблем: высокая стоимость, сложность и длительный характер внедрения, повышенные требования к инфраструктуре связи [Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент, 2018. – № 3. – С. 88-106], несовершенство программного обеспечения и существующих компьютерных AR-устройств, недостаточное количество AR-специалистов, недостаточная информированность лиц принимающих решения о возможностях AR-технологий в сфере госуправления, сопротивление госслужащих различных должностных категорий и госаппарата в целом адаптации наиболее современных технологий в свою деятельность, уязвимость AR-решений в сфере кибербезопасности, несовершенный юридический инструментарий в сфере защиты AR-объектов интеллектуальной собственности [Славин О.А., Гринь Е.С. Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности // Труды Института системного анализа РАН, 2019. - № 3. – С. 42-54] и «мягкого» регулирования [Шебанова Н.А. Технологии погружения: вопросы своевременности правового регулирования // Журнал Суда по интеллектуальным правам, 09 декабря 2019 // http://ipcmagazine.ru/legal-issues/immersion-technologies-timeliness-of-legal-regulation (дата обращения: 18.09.2020)].

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".