![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Цель - разработать модель перехода к типовому автоматизированного рабочего места государственного служащего, дополняющую цифровое государственное управление инструментарием новейших технологий дополненной реальности.
The relevance of the study of Augmented Reality (AR) technologies in the field of automation of the civil servant’s workplace is related to the need to improve the federal project “Digital State Administration”, within the framework of which a standard civil servant workstation (TAPM) will be developed and implemented until 2024, which will increase the performance of both an individual public servant and the public administration as a whole. In this regard, the author assumes, at an interdisciplinary level, involving the methodology of political and administrative science, the design methods of automated information processing and management systems, to consider the nature, administrative and infrastructural requirements for designing TAPM of a public servant, the specifics of bench testing of domestic software for automating the work of public servants, features preparation and phased transition from disparate state information systems and government data to TARM public servant, reinforced by augmented reality tools. The significance of this study lies in the integration of the technical and administrative capabilities of TAPM of a civil servant and AR-technologies in the context of the implementation of the federal project “Digital Public Administration”, identifying problems and necessary directions for modernizing the information infrastructure, and restructuring state information systems, including the National Data Management System. The novelty of the study is combining within the framework of the TARM interface the capabilities of modern information technologies that allow transferring the main load of a civil servant from solving routine tasks to solving the most complex problems, strengthening real-time monitoring of performance indicators, and increasing the level of digital coordination and interaction at the level of individual departments and state employees, and at the level of interagency interaction as a whole. An important component of the novelty of the study is the integration on the basis of TAPM of such a solution in the field of augmented reality as an AR office for the interaction of AR profiles of citizens and civil servants, in the framework of which legally significant AR document management is carried out in the process of providing public services. As a result of the implementation of this project, it is planned to develop expert recommendations for the federal project “Digital State Administration” on the integration of the managerial and technical capabilities of augmented reality technologies within the framework of TAPM of a civil servant, starting with AR-interaction of civil servants and citizens and maintaining AR-document workflow, working with AR - assistants, AR-visualization of large amounts of data and ending with the provision of public and cybersecurity, design and management of infrastructure projects. The significance of the obtained results lies in the fact that the improvement of the federal project “Digital State Administration” regarding TAPM based on AR-technologies will allow civil servants both at the stationary workplace and with the help of a secure mobile device to maintain the necessary pace of work with the tasks assigned to it, tracking the main performance indicators, the state of higher and lower tasks, as well as receiving profile analytics.
В результате разработки модели перехода к типовому автоматизированному рабочему месту государственного служащего – в перспективе до 2024 года станет возможным системное внедрение ТАРМ в органы государственной власти всех уровней на базе преимущественно отечественного программного обеспечения. Интерфейс ТАРМ позволит объединить в себе как возможности государственных информационных систем, реестров и баз данных, так и Национальной системы управления данными. Данный интерфейс даст возможность государственным служащим при решении профессиональных задач использовать данные об оказании государственных услуг, об эксплуатации объектов материальной инфраструктуры, о движении бюджетных средств, отраслевом развитии экономики региона и др. ТАРМ станет необходимым элементом поддержки процесса принятия государственных решений, а также позволит государственным служащим сосредоточиться на решении наиболее сложных задач, избавляя их от административной рутины и необходимости тратить временной ресурс на поиск и обработку стандартных блоков информации. С одной стороны, это повысит скорость принятия государственных решений, с другой стороны, сделает их более обоснованными и точными. Будучи кроссплатформенным решением, рабочий интерфейс ТАРМ сможет настраиваться под конкретного государственного служащего и учитывать его информационные потребности, обеспечивая вывод на экран в виде таблиц, графиков и интерактивных карт только той информации, которая необходима для выполнения поставленных задач и поручений. Существенным фактором внедрения ТАРМ в органы государственной власти становится стремление повысить исполнительскую дисциплину государственных служащих: ТАРМ руководителя в режиме реального времени обеспечит сбор и представление информации о статусе исполнения поставленных задач, позволит оценить эффективность отдельного подразделения или государственного служащего. За счет масштабирования ТАРМ по категориям должностей государственной службы, его адаптации к ведомственной или региональной структуре управления, процесс принятия государственных решений приобретет большую степень скоординированности и подотчетности, соответствуя современным требованиям цифрового государственного управления.
В рамках индивидуальных и коллективных научных исследований, экспертно-аналитических проектов и научно-исследовательских работ, отражённых в том числе в ряде публикаций, включая монографию и статьи, доклады на российских и международных конференциях, автором накоплен значительный научный задел для реализации проекта по заявленной теме, который включает следующие сферы компетенций: 1. Цифровое государственное управление. 2. Роботизация и автоматизация рабочего места государственного служащего. 3. Технологии дополненной реальности и искусственного интеллекта в государственном управлении. 4. Цифровизация публичной сферы и формирование гражданского сектора государственного управления. Полный список публикаций и НИР указан на странице автора в системе "Истина": https://istina.msu.ru/profile/Kosorukov_Artem_Andreevich/
Дополнение и усиление ТАРМ новейшими технологиями дополненной реальности, многие из которых уже активно внедряются в российском и зарубежном корпоративном секторе, будет способствовать дальнейшему росту российского рынка решений в сфере дополненной реальности, который проходит стадию активного становления, последние 4-5 лет демонстрируя ежегодный рост на 30-60%, что в абсолютном выражении превышает на начало 2020 года 2,5 млрд рублей (с перспективой роста к 2022 году от 9,2 до 18,7 млрд рублей). Во многом рост обеспечивается такими коммерческими компаниями как Redmadrobot, JetStyle, Addreality, BM Group, Гефест Проекция и др. Российское государство в лице Министерства цифрового развития РФ, осознавая необходимость поддержки развития AR-технологий мирового уровня, приняло в октябре 2019 года Дорожную карту развития технологий виртуальной и дополненной реальности, затрагивающую, прежде всего, сферу образования и корпоративного обучения, промышленности, строительства и здравоохранения. При этом федеральное правительство в сотрудничестве с рядом российских компаний уже начинает предметно обсуждать возможности различных AR-решений, рассматривая их как эффективный инструмент модернизации государственных информационных систем и автоматизированных рабочих мест государственных служащих. Несмотря на принятые усилия, следует отметить, что дальнейшая адаптация и внедрение AR-технологий в сфере государственного управления сталкивается с рядом неизбежных проблем: недостаточной информированностью лиц принимающих решения, сопротивлением госслужащих различных должностных категорий и госаппарата в целом, высокой уязвимостью в сфере кибербезопасности, несовершенным юридическим инструментарием по защите объектов интеллектуальной собственности, высокой стоимостью и сложностью внедрения, несовершенством программного обеспечения и существующих компьютерных устройств. Реализации данного исследовательского проекта будет способствовать решению описанных проблем.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 16 июля 2020 г.-12 марта 2021 г. | Технологии дополненной реальности в сфере автоматизации государственного управления |
Результаты этапа: К важнейшим результатам, полученным в ходе реализации проекта и строго соответствующим его задачам, следует отнести: 1. Раскрыты внутренние административно-правовых ограничения, касающиеся этапов проектирования ТАРМ. Так, приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций № 22 от 30 января 2019 г. внедрение системы ТАРМ в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения было запланировано на 4 квартал 2021 года (исходя из текста Приказа, не ясно, будет ли ТАРМ внедрено сразу во всех государственных органах или только в госорганах первой очереди, будет ли оно дорабатываться с учетом выявленных недостатков первых пилотных версий до 2024 года). При этом отечественные разработчики получили задание к середине 2020 года разработать методику обследования и классификации АРМ государственных органов, оценить готовность и разработать технологию перевода на ТАРМ пилотных АРМ госорганов первой очереди (Фонда социального страхования, Государственной фельдъегерской службы и Ростехнадзора) и затем второй очереди (Федеральной таможенной службы, Росгвардии, Росархива, Росимущества, Минюста и Минтруда). Как только государство получит от ООО «ИБС Экспертиза» технический проект перевода госорганов на ТАРМ, Минкомсвязь сможет запустить административный процесс перевода на ТАРМ органов государственной власти первой и второй очередей, но будет делать это поэтапно, начиная с 4 квартала 2021 года и вплоть до конца 2024 года, следуя показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление». Еще одним административно-правовым ограничением внедрения ТАРМ выступает необходимость сертификации и тестирования российского программного обеспечения, разрабатываемого для государственных органов власти. Так, НИИ «Восход» в рамках Постановления Правительства РФ № 1114 от 28 августа 2019 г. только в 2020 году начал тестировать различные конфигурации программной основы ТАРМ - российского программного обеспечения для государственных служащих, вошедшего в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Значимость тестирования заключается в том, что процесс полного импортозамещения программного обеспечения рабочих мест в органах государственной власти неизбежно будет сталкиваться с неожиданными ошибками и отказами в работе, связанными с несовместимостью отечественных программных компонентов между собой, с ведомственным программным обеспечением и АИС, с электронными подписями и программными средствами криптографии, использующиеся практически в каждом госоргане. Стенд НИИ «Восход» позволит также оперативно тестировать все пакеты обновлений программного обеспечения и исправлять выявленные недочеты и ошибки. Говоря о перспективах дополнения ТАРМ госслужащего технологиями дополненной реальности, следует отметить принципиальную важность установки на стенде НИИ «Восход» различных платформ виртуальной и дополненной реальности, на которых уже сейчас можно развернуть наборы отечественного программного обеспечения из Реестра Минкомсвязи: операционные системы, системы виртуализации, программы информационной безопасности, офисное ПО, средства совместной работы и удаленного доступа и др. Обозначенные наборы ПО должны будут проверяться в различных конфигурациях на совместимость, устойчивость, быстродействие и т.д. Более того, подобным образом важно проводить тестирование инфраструктуры виртуальных рабочих столов государственных служащих, по итогам чего могут быть отобраны наиболее устойчивые наборы. 2. Проведена оценка готовности информационной инфраструктуры государственных органов к переводу на ТАРМ. Бросается в глаза низкая степень подключенности к сети «Интернет» российских органов государственной власти (а также органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов). Наличие только 4 опорных центров обработки данных в 4 федеральных округах свидетельствует о недостаточной готовности к переходу на отечественную инфраструктуру обработки и хранения данных (к 2024 году опорные центры должны появиться в каждом федеральном округе). Перенос информационных систем и ресурсов только федеральных органов государственной власти в единую государственную облачную платформу по сервисной модели к 2024 году составит не более 70% (34% в 2020 году). Доля сертифицированных центров обработки данных, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления возрастет с 30% в 2002 году до 100% в 2024 году. На начальном этапе находится апробация и внедрение сетей связи 5G, которые к 2024 году должны будут охватить 5 отраслей экономики (беспилотный транспорт, «умный город», промышленное производство, музейно-экскурсионную сферу, сельское хозяйство и охрану природы), но пока не затронут сферу автоматизации федеральных органов государственного управления и АРМ госслужащих. 3. Разработаны требования к поэтапному переходу от разрозненных автоматизированных рабочих мест федеральных органов исполнительной власти к единому ТАРМ государственного служащего: - перевод в рамках эксперимента Минкомсвязи в 2020-2022 гг. информационных систем государственных органов в государственную единую облачную платформу (см. Концепцию создания государственной единой облачной платформы [Концепция создания государственной единой облачной платформы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1911-р) // http://static.government.ru/media/files/3pP2jAu58rAlWXyCmVZAMzJiX0Liw5Dg.pdf (дата обращения: 20.09.2020)]: перенос всех продуцируемых государственными органами данных в единое централизованное облачное хранилище году позволит осуществлять их бесперебойное использование, централизованное хранение и статистическую обработку, результаты которой будут доступны госслужащим в соответствии с их должностной категорией и решаемыми задачами. Облачная платформа будет предоставляться на основании государственных контрактов, при этом ее инфраструктура будет включать в себя базовые и резервные ресурсы, расположенные исключительно на территории России, что будет способствовать усилению контроля за прежде разрозненными ресурсами, повысит доступность, надежность и оперативность работы сервисов, сократит затраты на информационную безопасность, администрирование и поддержку, - развитие системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) как основы электронного правительства и составляющей перехода к цифровому государственному управлению: повышение к 2024 году до 90% доли юридически значимого электронного документооборота, осуществляющегося между государственными органами, станет возможным на основе гармонизации тех наборов данных, которые каждый из них производит и обменивается. СМЭВ не только повысит эффективность работы госслужащих, но и позволит осуществлять хранение статистики, каталогизировать пользователей своих сервисов, проводить аутентификацию и авторизацию обращений, вести реестр подключенных сервисов, поддерживать процесс взаимодействия от маршрутизации запросов до их мониторинга и протоколирования, применять политику безопасности, управлять сценариями взаимодействия, хранить метаинформацию о подключенных сервисах и др., - построение Национальной системы управления данными (НСУД) [Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1189-р) // http://gov.garant.ru/document?id=72162090&byPara=1&sub=1 (дата обращения: 18.09.2020)] позволит государству осуществлять работу с государственными данными без изменения точек их хранения, формировать модели госданных, правила доступа и контроля их качества. Создание НСУД потребует унифицировать стандарты обмена и хранения госданных, создать единые условия доступа и стандарты разметки данных, определить политику формирования и распространения наборов данных. Интеграция НСУД с существующими элементами инфраструктуры электронного правительства будет происходить поверх Системы межведомственного электронного документооборота, Единой системы идентификации и аутентификации пользователей, Единой среды проектирования услуг на базе реестра видов данных, Единой системы нормативно-справочной информации и др. НСУД будет также распространяться на запланированные элементы цифрового государственного управления: Единый федеральный информационный ресурс о населении (поставщика эталонных данных), ГАС «Управление» - аналитическую систему, работающую на данных, получаемых через ЕИП НСУД, Цифровой профиль, Цифровую аналитическую платформу и др. В результате НСУД будет обладать дифференцированными режимами работы с данными: общего правового режима (в отношении публичной информации и открытых данных), так и специальными правовыми режимами (в отношении персональных данных, отдельных видов информации ограниченного доступа - государственной тайны и др.). НСУД позволит государственным органам повысить эффективность исполнения государственных функций и оказания госуслуг благодаря снижению ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности данных в существующих информсистемах; граждане получат новое качество госуслуг в цифровом виде (за счет персонализации и унификации интерфейсов межведомственного информационного взаимодействия, снижения сроков официального ответа госоргана на обращение с 30 до 1 суток, расширения перечня госуслуг, для получения которых нужен только один документ, включая суперсервисы по жизненным ситуациям человека), - разработка по каждому государственному органу проекта перевода его автоматизированных рабочих мест на ТАРМ: определение технологии и технических условий для внедрения ТАРМ в информационную инфраструктуру госоргана (от вычислительной инфраструктуры до технического оснащения рабочих мест), расчет необходимых ресурсов (от серверного оборудования до перечня необходимого программного обеспечения), детализацию реестра и плана управления технологическими рисками на период перевода рабочих мест на ТАРМ, детализацию ролевой модели для персонала служб эксплуатации ТАРМ с определением матрицы совместимости ролей на период перевода и последующей эксплуатации, разработку перечня мероприятий, операций по переводу классифицированных АРМ госоргана на ТАРМ, разработку схем организационной и функциональной структуры, структурной схемы комплекса технических средств, разработку ведомости покупных изделий, разработку рекомендаций по доработке используемых информационных систем для обеспечения их переноса на ТАРМ. 4. Сформулированы требования к типовому автоматизированному рабочему месту государственного служащего (как стационарному, так и облачному), функциональные возможности которого будут настраиваться под каждую категорию и группу должностей государственной службы [Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 18.09.2020)]: 1) ТАРМ администратора (от заместителя начальника отдела до начальника управления, от заместителя начальника главного управления до первого заместителя федерального министра) – высший уровень доступа; 2) ТАРМ помощника/советника федерального министра – специальный уровень доступа; 3) ТАРМ специалиста (от специалиста-эксперта до начальника отдела в департаменте) – продвинутый уровень доступа; 4) ТАРМ исполнителя (от специалиста 2 разряда до ведущего специалиста 2 разряда) – стандартный уровень доступа. При этом необходимыми программными компонентами ТАРМ в рамках единой цифровой платформе должны стать: - отечественная операционная система на базе Linux или его аналогов, сертифицированная ФСТЭК РФ и представленная в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных РФ (например, ОС АТЛАНТ, ОС РОСА ХРОМ, ОС RAIDIX и др.); - информационная система «Личный кабинет государственного служащего», позволяющая получать и обрабатывать электронные заявления граждан и организаций (по модели кабинета госслужащего на портале электронного правительства [Кабинет госслужащего. Официальный интернет-портал государственных услуг // http://techportal.gosuslugi.ru/office-employee-gui/]; - пакет офисных программ для работы с электронными документами, таблицами и презентациями, разработанный в качестве российского аналога Microsoft Office; - единая система электронной почты для государственных служащих; - единая система видеосвязи для государственных служащих; - единая система обмена мгновенными сообщениями (мессенджер) для государственных служащих; - единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [Система межведомственного электронного взаимодействия. Технологический портал // https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения: 18.09.2020)], обеспечивающая процесс оказания государственных услуг и функций в электронном виде, а также технологическую основу информационного взаимодействия государственных органов на базе сервис-ориентированной архитектуры, построенной по общепринятым стандартам и единым технологическим решениям, единых классификаторам и описаниям структур данных; - единая система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) с использованием средств электронной подписи; - единая система нормативной справочной информации (ЕСНСИ) [Единая система нормативной справочной информации // esnsi.gosuslugi.ru]; - комплекс существующих государственных автоматизированных информационных систем, конфигурации программных компонентов которых будут подключаться в зависимости от полномочий и сферы компетенции конкретного государственного служащего: ГАС «Управление», ИАС мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы, ГИС «Проектирование», ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», АИС «Единая проектная среда», ГИИС «Электронный бюджет», ГАС правовой статистики, ГИС «Единый реестр проверок», информационно-правовая система «Законодательство России», АИС «Госзаказ», государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и др., - средства криптографической и антивирусной защиты информации, в том числе при работе с персональными данными и сведениями, составляющими государственную тайну [Перечень средств защиты информации, сертифицированных ФСБ России. Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России // http://clsz.fsb.ru/certification.htm] (например, программно-аппаратная продукция таких разработчиков как АО «Лаборатория Касперского», ООО «Доктор Веб», ООО «Валидата», ООО «КРИПТО-ПРО» и др.), - модули подключения к периферийному оборудованию (принтерам, сканерам и др. Более того, федеральный проект «Цифровое государственное управление» может быть дополнен существующими и перспективными механизмами построения дополненной реальности, которые могут быть непосредственно задействованы в сфере автоматизации работы государственного служащего, трансформируя интерфейс виртуального взаимодействия с данными, а существующие в России программные продукты в сфере AR должны быть включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и пройти стендовое тестирование, по типу конструктора проектов дополненной реальности EV Toolbox Standart. 5. Систематизированы возможности маркерного, безмаркерного, проекционного и одометрического механизмов построения дополненной реальности применительно к сфере автоматизации работы государственного служащего: 1) маркерная дополненная реальность основана на распознавании изображений. Этот тип технологии использует камеру мобильного устройства и специальный пассивный визуальный маркер, например, QR-код, который показывает запрограммированный результат только тогда, когда его считывает камера. Таким образом, удается выделять виртуальные объекты из реального мира и получать доступ к зашифрованной в QR-коде информации [Касоян К.Ф. Разработка системы распознавания маркеров дополненной реальности // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78807/1/fti_2019_013.pdf (дата обращения: 18.09.2020)]; 2) безмаркерная дополненная реальность (координатно- или GPS-ориентированная AR). Чтобы предоставить данные о местонахождении объекта, она может использовать GPS-приемник, гироскоп, магнетометр, датчик скорости или акселерометр, которыми оснащено компьютерное устройство. Благодаря массовому распространению смартфонов и планшетов эта технология является самой распространенной в сфере AR на данный момент и позволяет с помощью трехмерного картирования создавать виртуальные указатели маршрутов и направлений движения [Трофименко Е.В., Хмелева И.В. Разработка мобильного приложения на основе технологии дополненной реальности // http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/analiz/2018/01/2018-01-14.pdf (дата обращения: 18.08.2020)]; 3) проективная дополненная реальность: она работает путем проектирования световых проекций на физические поверхности или в формате плазменных 3D-проекций. Специальное программное обеспечение для AR-устройств помогает осуществлять взаимодействие между пользователем и проекцией, определяя жесты и моменты прикосновения пользователя к той или иной точке световой картинки или плазменной формы [Dal Corso A., Einarsson G., Kjer H., Olsen M. VirtualTable: a projection augmented reality game // https://www.researchgate.net/publication/301463299_VirtualTable_a_projection_augmented_reality_game (дата обращения: 18.08.2020)]; 4) одометрическая дополненная реальность, основанная на технологии визуальной инерциальной одометрии, - технологии, отслеживающей позицию и позволяющей ориентироваться в пространстве с помощью сенсоров и камеры [Cortes S., Solin A., Rahtu E., Kannala J. ADVIO: An Authentic Dataset for Visual-Inertial Odometry. ECCV 2018. Lecture Notes in Computer Science, vol 11214. Springer, Cham // https://doi.org/10.1007/978-3-030-01249-6_26 (дата обращения: 18.08.2020)]. Благодаря этому можно создавать точную 3D-модель пространства вокруг устройства, обновлять ее в реальном времени, определять в ней координаты и положение предметов, вставлять дополнительные объекты в интерьер и взаимодействовать с ними, передавать эти данные всем приложениям и накладывать поверх нее дополнительные слои. 6. На базе успешных пилотных проектов описаны наиболее перспективные технологии дополненной реальности, способные существенно усилить цифровое государственное управление в части ТАРМ, включая умных AR-помощников, поддерживающих процесс оказания государственных услуг и работу с государственными данными, AR-визуализацию, позволяющую проецировать и взаимодействовать с большими объемами данными в виртуальном пространстве, образовательные AR-технологии в сфере подготовки государственных служащих, AR-платформы для обеспечения общественной и кибербезопасности, визуализации строительных объектов, планирования, обслуживания и управления инфраструктурой. При этом Правительство Российской Федерации в сотрудничестве с рядом российских региональных правительств уже начинает тестировать возможности различных AR-решений, рассматривая их как эффективные инструменты, прежде всего, модернизации ведомственных информационных систем и автоматизации рабочих мест государственных служащих, совершенствования рабочего инструментария государственных корпораций. Дальнейшая адаптация и внедрение AR-технологий в сферу государственного управления будет неизбежно сталкиваться с рядом проблем: высокая стоимость, сложность и длительный характер внедрения, повышенные требования к инфраструктуре связи [Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент, 2018. – № 3. – С. 88-106], несовершенство программного обеспечения и существующих компьютерных AR-устройств, недостаточное количество AR-специалистов, недостаточная информированность лиц принимающих решения о возможностях AR-технологий в сфере госуправления, сопротивление госслужащих различных должностных категорий и госаппарата в целом адаптации наиболее современных технологий в свою деятельность, уязвимость AR-решений в сфере кибербезопасности, несовершенный юридический инструментарий в сфере защиты AR-объектов интеллектуальной собственности [Славин О.А., Гринь Е.С. Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности // Труды Института системного анализа РАН, 2019. - № 3. – С. 42-54] и «мягкого» регулирования [Шебанова Н.А. Технологии погружения: вопросы своевременности правового регулирования // Журнал Суда по интеллектуальным правам, 09 декабря 2019 // http://ipcmagazine.ru/legal-issues/immersion-technologies-timeliness-of-legal-regulation (дата обращения: 18.09.2020)]. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".