![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Темы эпистемологии и онтологии цифровых объектов сегодня вызывают немалый интерес. Несомненна их актуальность: цифровая культура (мы будем пользоваться оборотами «цифровая» и «компьютерная» культура как синонимами) окружает нас со всех сторон и радикально трансформирует жизненный мир человека. Влияние цифровой культуры на бытие человека, в том числе на познание – вот главная проблема настоящей работы. Проект включает как эпистемологическую, так и онтологическую части. В онтологической главным является онтология человеческого существования, а поскольку познание есть его неотъемлемый составной элемент, то онтологическая часть выступает базисной и объединяющей. Мы ставим своей задачей преодолеть разрыв концепта субъекта на две половинки (с одной стороны, субъект познания, с другой - субъект, принимающий решения и действующий), чтобы превратить исследование этого концепта в связующее звено между эпистемологией и онтологией. Основные направления этого исследования: новая субъектность, которую предоставляют социальные сети, и новое самосознание субъекта социальных сетей; изменения в отношениях субъекта с Другими, производимые интернетом и социальными сетями; трансформация жизненного мира под воздействием новых способов коммуникации; изменения отношений между поколениями в компьютерной культуре; изменение соотношения высокой и низкой, локальной и глобальной культур; наконец, особый онтологический статус цифровых объектов, для описания которого не годятся традиционные онтологические схемы. В русле проекта исследуются также возможности феноменологической философии для описания существования человека и цифровых объектов в компьютерной культуре. Предполагается проанализировать изменение характера научных исследований в компьютерной культуре. Проблемы компьютерного эксперимента в отечественной литературе практически еще не обсуждаются, тогда как за рубежом имеется достаточно обширная литература. Будет исследована также трансформация математической практики в условиях цифровой культуры и подвергнут эпистемологическому анализу феномен "экспериментальной математики". Далее, предполагается применить принципиальное различие между цифровым (дигитальным) и не-цифровым (аналоговым) к анализу мышления человека, поскольку мы говорим на языке, который сам является дискретным, т.е. в каком-то смысле цифровым, тогда как понимание и мышление имеют аналоговый характер. Настоящий проект существенно обогащает онтологию и эпистемологию, приближая их к реалиям и насущным вопросам современной жизни. Новизна предлагаемого проекта состоит в комплексном изучении влияния цифровой культуры на онтологию человеческого существования: это исследование объединяет в одной постановке проблемы вопросы о субъектности, особенностях мышления, изменениях познавательных процессов и трансформациях культуры. Коллектив планирует обнародовать результаты в серии статей в журналах, входящих в списки ВАК и РИНЦ, в том числе индексируемых в международной базе данных Scopus.
Such themes as epistemology and ontology of digital objects are of great interest today. Digital culture (we will use the expressions "digital culture" and "computer culture" as to be synonymous) surrounds us completely and radically transforms the world of human life. So the main problem of this research is the impact of digital culture on human existence, including knowledge. The project includes both epistemological and ontological part. In the first one, the ontology of human existence is main, and since cognition is its integral element, the ontological part is basic and unifying. We aim to bridge the gap, that divides the concept of subject in two halves (on the one hand, the subject of cognition – on the other hand, the subject of will and action), and to turn the study of this concept into the link between epistemology and ontology. The main directions of this research: the new subjectivity offered by social networks, and the new identity of the subject of social networks; changes in the relationship of the subject with Others, produced by the Internet and social networks; the transformation of the life-world under the influence of new communication modes; changing relations between the generations in the computer culture; change in the interrelation of high and low, local and global cultures; finally, the special ontological status of digital objects that cannot be described by means of traditional ontological schemes. In the course of the project we will also study the possibilities of phenomenological philosophy for describing human existence and digital objects in computer culture. We intend to analyse the changing nature of scientific research in the computer culture. Problems of computer experiment in the Russian-language literature are practically not discussed, whereas there is a quite extensive literature on this theme abroad. We will also investigate the transformation of mathematical practice in digital culture and subject to the epistemological analysis the phenomenon of "experimental mathematics". Further, it is assumed to apply fundamental difference between digital and non-digital (analog) to the analysis of human thinking, because we speak the language, which itself is discrete, i.e., in some sense digital, but the understanding and thinking are analog in nature. The project greatly enriches the ontology and epistemology, bringing them closer to the realities and pressing issues of modern life. The novelty of the proposed project is a comprehensive study of the influence of digital culture on the ontology of human existence: the study combines the issues of subjectivity, ways of thinking, changes the cognitive processes and the transformations of culture. The team plans to publish the results in a series of articles in the scientific journals, including those indexed in Russian HAC and RSCI databases, and the international database Scopus.
- выявить искажения бытия человека в современной цифровой культуре, в том числе в аспекте межличностной коммуникации; показать, как дигитализация и виртуализация жизненного мира трансформирует человеческое бытие; - продемонстрировать, какие изменения претерпевает концепт субъекта в контексте цифровой культуры, в том числе в его отношении к другим субъектам; - показать влияние дигитальных методов в науках на эпистемологические характеристики знания; - связать в единый комплекс разрозненные исследования цифровой культуры; - показать, какие изменения претерпевает постановка онтологических и эпистемологических проблем в процессе дигитализации и виртуализации культуры.
Сокулер З.А. знакома с с дискуссиями об эпистемическом статусе компьютерного эксперимента до 2013 г.; с дискуссиями об онтологическом статусе артефактов, с литературой по акторно-сетевой теории, имеет публикации по названным темам; Косилова Е.В. занималась проблемой бытия субъекта в культуре и онтологией цифрового кода, имеет публикации по названным темам; Шапошников В.А. знаком с современным состоянием исследований в областях философии математики и философии математической практики, в том числе с современными спорами о математических доказательствах с использованием компьютера и об экспериментальной математике, имеет публикации по названным темам; Миронов В.В. является признанным специалистом по проблемам современной культуры, в том числе влияния СМИ на субъекта; Фролов А.В. занимается феноменологией жизненного мира, имеет публикации по этой теме.
В проведенном по гранту исследовании были рассмотрены перспективы, вопросы и подходы, появившиеся в онтологии в ответ на вызовы дигитальной культуры. Обращает на себя внимание, насколько востребованной при этом оказывается фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Прежде всего была востребована идея Хайдеггера, что онтология должна обращаться не к описанию видов налично сущего, а к исследованию их способов существования. В таком случае мы избавляемся от необходимости причислить виртуальные объекты к материальным либо идеальным, и это очень хорошо, потому что виртуальный объект будет оказываться какой-то смесью того и другого. Было показано, что продуктивным может быть подход, нацеленный на описание способов существования дигитальных объектов. При этом оказывается также, что язык, предложенный акторно-сетевой теорией, прекрасно сочетается с хайдеггеровским подходом и вообще очень удобен. Дигитальные объекты существуют как элементы гетерогенных сетей, объединяющих очень широкий круг объектов, от электрических цепей до людей – юзеров. При этом, в отличие от многих других объектов и других типов сетей, дигитальные объекты не существуют вне сетей, и сама возможность «сопротивления» с их стороны оказывается весьма специфической. Речь идет именно о способе существования – не просто о вещи, стоящей в каких-то отношениях к другим вещам, а о самом способе существовать как пересечении определенной серии отношений. И если computer science объясняет отношения дигитальных объектов с материалами, электрическим током, информационными кодами, то у онтологии при этом имеется своя задача. Она призвана помогать пониманию того факта, что способ существования дигитальных объектов подобен хайдеггеровскому подручному в том смысле, что он представляет собой разворачивание человеческого бытия-в-мире. В области психологии и психиатрии дигитализация играет важную роль и преображает саму эту область. Психология, психотерапия и психиатрия уже не выглядят так, как выглядели в XX веке. В постановке диагнозов используются опросники и цифровые диагностические критерии, а в перспективе все идет к тому, что диагнозы будут ставиться компьютерами. Это хорошо в смысле объективности, но неизбежно приведет к упрощениям. Уже сейчас можно сделать наблюдение, что дигитализированные области психологии и психиатрии не ставят вопроса «Почему?», не пытаются проникнуть в смысл переживаний людей – как здоровых, так и больных. Однако, безусловно, у дигитализации есть множество прекрасных перспектив. Одной из них является возможность дистанционной психотерапии при психических заболеваниях. Она отличается гибкостью и облегченностью для больного. Думается, за ней стоит большое будущее. Показано также, что дигитализация влечет существенные изменения в практиках научных исследований. Причем важно с эпистемологической точки зрения, что речь идет об изменениях, которые не обусловлены внутренним развитием математики или естествознания. Они пришли извне и уверенно подчиняют себе большие массивы и виды научных исследований. Эти изменения революционизируют соответствующие области науки, причем это происходит не в ответ на экспериментальные опровержения (в случае естественных наук) или внутренние противоречия (в случае математики). Эти изменения значительны, и предсказать их дальнейшее направление и их последствия также непросто, как и в случае культурных, социальных и политических изменений, вызываемых применением IT-технологий. Прежде всего, изменяется соотношение между исследователем и его объектом. Оно во все возрастающей степени опосредуется виртуальным заменителем реального объекта. Возможности для последнего «оказать сопротивление», на что обращает особое внимание акторно-сетевая теория, уменьшаются, зато в игру – в «научные сети» - вступают новые акторы во всей их телесности: компьютеры, их мощности, условия и стабильность их работы, а также надежность разработанных программ. Появляется эксперимент, в котором нет ни вмешательства, ни вообще контакта с физическим процессом или объектом. А для математика, все дальше в прошлое уходит возможность непосредственного усмотрения и переживания очевидности некоторой дедуктивной связи. В связи с этим требуют изменения классические представления о структуре научной теории (разделение на теоретический и эмпирический уровни), идея, что все содержание теории заключено в ее аксиомах (если оно извлекается из них только благодаря разработке определенных программ и наличию компьютеров достаточной мощности); классические представления о математике как результате прозрений и усмотрений гениального одиночки; классические представления о смысле и цели математического доказательства. Знание научного сообщества становится все более распределенным. Причем не только между членами сообщества, но и между ними и их компьютерами, а также ними и разработчиками соответствующих программ.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 15 марта 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Онтология и эпистемология в компьютерной культуре |
Результаты этапа: В 2017 г. исследовались изменения, которые претерпевают онтология и эпистемология в условиях компьютерной культуры. Онтология понималась в духе фундаментальной онтологии М.Хайдеггера как осмысление человеческой экзистенции. В этом ключе рассматривались изменения в формах человеческого существования и общения в современном мире цифровых технологий. Прежде всего, было показано, что понятийный аппарат, предложенный Хайдеггером при описании бытия-в-мире (подручность, отсылки, целостность средств, пространственность, близь и даль) хорошо работает при описании способа существования виртуальных объектов, что проливает неожиданный свет на некоторые черты фундаментальной онтологии. Параллельное описание хайдеггеровской трактовки подручного и мира виртуальной реальности позволяет заподозрить, что в хайдеггеровской фундаментальной онтологии сознательно проигнорирована материальная вещность вещей, благодаря чему способ бытия подручного, мирность мира и пространственность пространства оказалось возможным представить как экзистенциалы Dasein. При этом Хайдеггер недооценивает самостоятельность и сопротивляемость окружающих нас вещей, и это парадоксальным образом оказывается созвучном некоторым тенденциям компьютерной культуры. Далее, было исследовано (используя в качестве руководящей нити кантовское выделение априорных форм) функционирование таких познавательных способностей, как интуиции пространства и времени, рассудок, разум и воображение, в условиях компьютерной культуры. Показано, что априорные схемы организации опыта – пространство и время – работают и при организации опыта, производимого деятельностью в виртуальной реальности. Если, согласно Канту, рассудок получает данные от чувственности, упорядочивает и структурирует их, то в интернете мы имеем другую ситуацию. Мы читаем тексты, смотрим на картинки, которые автор уже подобрал за нас. Рассудок получает информацию, обработанную словами, а это значит, что он не он подбирает категории к картине мира, они внедряются в него уже подобранными. Выражаясь языком конститутивной феноменологии, виртуальная реальность — это нечто такое, что я сам не могу конституировать. Таким образом, показано, что субъект, погружаясь в виртуальный мир, применяет к нему присущие субъекту (и адекватные иной реальности) априорные схемы организации опыта. Такая ситуация объясняет ряд проблем современной цифровой коммуникации и цифровой культуры. Например, нами было дано феноменологическое описание репрезентации субъектом партнеров по коммуникации посредством цифровых медиа (прежде всего, в сети Интернет), с учетом таких факторов интернет-коммуникации, как анонимность и редукция телесности другого субъекта. Было показано, как искажение пространственных отношений дали и близи между участниками виртуальной коммуникации становится причиной ряда ее характерных эффектов. Изменение такой фундаментальной характеристики онтологии человеческого бытия как отношение между поколениями, происходящее в современной компьютерной культуре, также имеет ряд серьезных последствий, симптомом одного из которых выступает оживление дискуссий о реальности окружающего нас мира после появления фильма «Матрица». В этих дискуссиях современные философы снова пытаются доказать, что у нас нет возможности опровергнуть тезис, будто мы живем не в настоящей, а в виртуальной реальности, порождаемой неким суперкомпьютером, да и сами мы, возможно, тоже виртуальны. Анализ выдвинутых аргументов показал, что они являются выражением беспокойства, порожденного чувством утраты почвы под ногами, а это не в последнюю очередь связано с тем, что распространение и утверждение компьютерной культуры нарушило нормальные отношения между поколениями. К проблеме виртуальной коммуникации относится и изменение характера музыкального творчества в компьютерной культуре, проанализированное на примере рок-ансамбля The Alan Parsons Project. Выяснилось, что живой концертной коммуникации в современной компьютерной культуре становится меньше, но концентрация смысла в отдельной композиции делается больше, и такого типа «односторонние» послания вызывают повышенный отклик в сознании отдельных слушателей. Таким образом, даже в такой черте современной компьютерной культуры прослеживается тенденция редукции телесности, влияющая на самоощущение субъекта этой культуры. Дигитальная эпоха активно вторгается во все сферы познавательной деятельности человека, производя всюду существенные изменения. Современная наука, в том числе психология и психиатрия, движутся к дигитализации (выражению в числах) как своих данных, так и своих выводов. Доказано, что если в умеренной пропорции этот тренд соответствует современной науке, то широкомасштабная дигитализация этих наук способна привести к их краху. Если психология сопротивляется полной дигитализации по самой своей природе, то психиатрия, как и медицина вообще, будучи относима к естественным наукам, перед ней беззащитна. Следует принимать специальные меры против полной дигитализации психиатрии, и важное место среди них должно занять развитие феноменологической психиатрии. Принципиальные изменения в характер научной работы дигитализация привнесла также в математику. Проведенное исследование показало, что эффективное изучение трансформации математической практики в контексте цифровой культуры предполагает переход от традиционной философии математики к философии математической практики, а также учета современных особенностей функционирования науки в обществе ("технонаука") и новейших тенденций в эпистемологии и когнитивной науке, говорящих о воплощенной, энактивной, распределенной и ситуативной природе человеческого познания, учета "натуралистического поворота" и "поворота к материальному". Показано, что цифровая революция оказала не поверхностное, а глубинное влияние на математическую практику. Во-первых, иными стали объекты исследования, что связано с переходом от преимущественного использования доски и мела или бумаги и ручки, к средствам компьютерной визуализации. Во-вторых, изменились эпистемические приемы: в связи с распространением, с одной стороны, компьютерной "экспериментальной математики", а, с другой, - практики автоматического доказательства теорем, более заметной стала роль недедуктивных методов в математике, и даже делаются попытки пересмотреть традиционное понимание и статус математического доказательства. В-третьих, стали меняться границы математики как взаимосвязанной группы дисциплин. ВСЕГО ПУБЛИКАЦИЙ - 8, из них: WoS - 1, RSCI - 3, ВАК - 2, РИНЦ - 2. | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Онтология и эпистемология в компьютерной культуре |
Результаты этапа: Было проведено исследование способа существования виртуальных объектов, влияние, оказываемое широким вторжением IT-технологий и их продуктов на человеческую экзистенцию и на культуру, а также их влияние на медицинские и на научно-исследовательские практики. Показаны возможности и пределы трактовки онтологического статуса виртуальных объектов как «подручного» в хайдеггеровском смысле (в отличие от наличного). Был произведен обзор новейших отечественных и зарубежных публикаций, в которых к исследованию цифровой реальности применялись методы и понятия феноменологической философии. Показано, что феноменология плодотворна в исследовании проблем компьютерной культуры. Феноменология Э.Гуссерля хорошо подходит для исследования проблем конституирования, феноменология А.Шютца – для подразделения типов реальности и полей опыта, а хайдеггеровская феноменология - для построения экзистенциальной онтологии виртуального мира. Были показаны изменения характера коммуникации в эпоху доминирования виртуальной коммуникации; изменения способов явленности Другого в такой коммуникации, изменения способов представления пространства, времени, событийности, а также того, что на языке фундаментальной онтологии называется «мирностью мира». Воздействия компьютерной культуры на культуру в целом амбивалентны. Тут бросаются в глаза тенденции, внушающие опасения, но есть и те, которые могли бы в своем развитии приводить к благоприятным результатам. Компьютерная культура как создает условия для разрастания низовой культуры, так и расширяет возможности доступа к высокой культуре. Одновременно она способствует внутреннему сплочению и обособлению сообществ, приобщенных к тому или другому типу культур. Т.е., облегчая доступ к высокой культуре, компьютерная культура увеличивает разрыв между высокой и низовой культурами и соответственно, между людьми, ориентированными на ту или другую. Были исследованы изменения, которые компьютерная культура вносит в психологические и психиатрические практики. Здесь также наблюдаются амбивалентные тенденции. С одной стороны, стремление формализовать психологические тесты и психиатрические опросники с перспективой, что функция выставления по ним заключения или диагноза будет передоверена компьютеру, внушает опасение, что это приведет к отказу от попыток понимания психологом – исследуемого человека, психиатром – пациента. С другой стороны, интернет коммуникация предоставляет врачам новые и очень нужные возможности ведения пациентов, ибо в случае людей с психологическими или психиатрическими проблемами облегченная, телесно редуцированная коммуникация может оказаться даже предпочтительнее коммуникации лицом к лицу. Исследовались эпистемологические особенности вычислительного эксперимента, или компьютерного моделирования. Показано, в каких направлениях эта новая научная практика заставляет изменять представления о структуре научных теорий, верификации и фальсификации, о познающем субъекте. Исследовались новые практики работы математиков, связанные с использованием персональных компьютеров. Показано, что эти практики заставляют изменить представление о математическом доказательстве и его авторе – математике. Место классического «картезианского математика», гениального одиночки, усматривающего связи между математическими фактами, формулирующего теорему и создающего для нее безупречное доказательство, занимает интернет-сообщество, коллективно работающее над некоторой проблемой. Деятельность доказательства становится «социодигитальной». Соответственно, изменяется смысл проблемы обоснования математики. В результате проведенной работы были сформулированы основные принципы нового понимания субъекта. (1) Субъект традиционно определялся как обладатель знания. Теперь это субъект сообщества распределенных знаний. Он принципиально не может и вообще давно отказался от претензии на то, чтобы актуально владеть всем тем, что он использует и что в принципе ему доступно. Эта черта у разных субъектов может быть выражена более или менее ярко, но в целом она характерна для субъекта современной компьютерной культуры. (2) Источники знания, его проверка и обоснование для субъекта принципиально в той или иной мере недоступны. Эта недоступность, как и озабоченность ею, может варьироваться, от некритических пользователей, скачивающих по любому поводу информацию из Википедии, до ученых-математиков, полемизирующих о статусе компьютерных доказательств, но так или иначе она присутствует. (3) Критичность необходима современному субъекту, но в полном объеме она и невозможна для него, да и достижение предельной ясности, обоснованности, не входит в число его задач. Он привык балансировать в районе компромисса требований и возможностей. Причем степень разумности этого компромисса может сильно варьироваться. (4) Если некогда Галилео Галилей гордо заявлял, что человеческий ум познает истинные геометрические доказательства с той же степенью достоверности, с какой знает их Бог, ибо большая степень в принципе недоступна, то современный субъект не имеет подобных претензий, и, что наиболее интересно и характерно, он и не рассматривает себя в сопоставлении с Богом. (5) Этот субъект стремится к коллективности, ищет вовлеченности, склонен создавать виртуальные объединения. (6) Если субъект классической философии безусловной взрослый и во всех проявлениях своих серьезен, то субъект современной компьютерной культуры склонен играть при любой возможности, и даже любую серьезную деятельность сопровождать игровыми элементами, красочными презентациями и т.п. Субъект компьютерной культуры, по сравнению с классическим субъектом, более игрив. Он склонен привносить игровой компонент в свою деятельность. (7) Современный субъект является, конечно, компьютерозависимым и интернетзависимым. Ему уже некомфортно без виртуального посредника между собой и другим субъектом, между собой и объектами своей деятельности. Виртуальными посредниками опосредуется все большее число действий и практик. Эта черта, опять-таки, имеет различные степени и различные проявления, начиная с того, что даже близкие люди все больше втягиваются в виртуальное общение друг с другом, и кончая все ширящимися в науке и инженерии практиками манипулирования с компьютерными моделями. Привычным жестом для современного субъекта коммуникации и познавательных практик становится замена реальной встречи на более эффективные и контролируемые компьютерные симуляции. Но и эта черта, разумеется, варьируется по степени. ВСЕГО ПУБЛИКАЦИЙ - 14 (из них 9 опубликовано, 5 принято в печать): Scopus - 2, RSCI - 2, ВАК - 6, РИНЦ - 4. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".