![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Предстояло проанализировать специфические особенности становления в ХХ веке и развития в первое десятилетие ХХI века киберпсихологии (альтернативные допустимые названия – психология Интернета, психология киберпространства, психология компьютеризации и др.) в глобальном аспекте, а также в конкретных геополитических регионах (таких, как РФ, США, материковый Китай). Предстояло рассмотреть, на базе каких научных дисциплин возникла и развивается киберпсихология в разных регионах, от каких дисциплин она зависит или могла зависеть, от каких она отпочковалась (если это имело место), т.е. решить вопрос об «оппонентных дисциплинах» для киберпсихологии. Кроме того, предстояло проанализировать, каковы имманентные для киберпсихологии исследовательские методы, в том числе – направления видоизменения и преобразования универсальных методов и методических приемов в ситуациях применения их к киберпсихологических исследованиях. Отдельное внимание в этом плане было отведено рассмотрению методов оценки зависимости от Интернета (в частности, от компьютерных игр), поскольку данная проблематика является основополагающей для становления и развития киберпсихологии в Китае. К концу 2011 г. планировалось собрать и описать материалы (монографии и коллективные монографии, методологические статьи и др.) на английском и русском языках по истории становления киберпсихологии (в том числе предшествующие самому появлению термина «киберпсихология»), особенностям ее развития, методологическим основам киберпсихологии и смежных с нею дисциплин, провести подготовительную работу по анализу принятых в рамках киберпсихологии исследовательских методов, модифицированных по сравнению с методами, применяемыми в традиционных психологических областях (и частично – специфических для киберпсихологии методов). В течение 2012 г. планировалось осуществить анализ основных положений (в том числе и прежде всего – в соответствии с выявленными в течение 2011 г. материалов и документов) киберпсихологии с позиций культурно-исторической психологии и с позиций позитивной психологии (в частности, с позиций теории переживания опыта потока), а также провести методологический анализ исследовательских методов, практикуемых в рамках киберпсихологии. В течение 2013 г. планировалось дополнить представленное ранее описание современного положения киберпсихологии в кругу «оппонентных дисциплин», подготовить основные публикации, отражающие важнейшие итоги и содержание проведенной работы. В ходе выполнения проекта планировалось сдавать в печать ежегодно не менее 2 статей (или глав в книгах) на русском и английском языках и осуществлять до 3 выступлений на конференциях; в 2013 г. – подготовить не менее 3 публикаций, подытоживающих результаты проведенной методологической работы.
Изучены предпосылки становления киберпсихологии, или психологии Интернета (и как самостоятельной психологической дисциплины, и как растущего, однако организационно не оформленного направления исследований), ее актуальное состояние и перспективы развития на примере отдельных стран, а именно США, России, Китая. Продемонстрирована адекватность теоретико-методических положений культурно-исторической психологии и позитивной психологии для исследований в области киберпсихологии. Проанализировано развитие психологических методов, специфичных для исследований в области киберпсихологии; сравнительный анализ проведен с привлечением метода онлайновых измерений. Показано, что наблюдается смещение измеряемых показателей при сравнении измерений, выполненных традиционным и онлайновым методом. Проведена теоретико-эмпирическая работа по изучению и сопоставлению идентичности в реальной жизни и т.н. виртуальной (онлайновой) идентичности у пользователей социальных сетей и у геймеров, увлеченных многопользовательскими играми, в которых допускается общение между игроками и выбор ролевых позиций. Проведено исследование процессов становления и развития киберпсихологии в США, Китае и России: показано, что процессы эти развивались не только в разное время, но и по разным моделям. До своего оформления в США киберпсихологии прошла определенный путь развития в рамках организационной психологии и социологии, бизнес-коммуникаций, информатике и педагогике (наряду с социологией, коммуникативной наукой, политологией все эти научные направления могут быть названы «оппонентными» для развивающейся киберпсихологии дисциплинами, как было показано в ходе выполнения проекта). В России киберпсихология прошла путь становления и развития непосредственно в рамках психологии. В Китае киберпсихология возникла из потребностей практики (прежде всего – профилактики Интернет-зависимости). Показано, что на развитие научных исследований в области киберпсихологии в Китае значительное влияние оказывают национально-культурные традиции и ожидания, и это обстоятельство следует учитывать при развертывании исследовательской и практической работы в области киберпсихологии. В определенном смысле Россия занимает по степени развитости киберпсихологии промежуточное место между США и другими развитыми государствами, с одной стороны, а с другой стороны - Китаем вместе с латиноамериканскими и африканскими странами, а также некоторыми европейскими странами (напр., Франция, в которой развитие информационных и коммуникационных технологий некоторое время шло не по магистральному для экономически развитых стран пути). Изучены факторы и параметры, сопутствующие организационному развитию новых научных направлений внутри психологической науки: таковые факторы подразделены на объективные и субъективные, на основе кумулятивного воздействия таких факторов имеет место становление, оформление и развитие новых научных направлений. Показано, какие из выделенных факторов наличествуют в киберпсихологии, а какие отсутствуют – либо их воздействие пока недостаточно. Тем самым рассмотрены направления развития киберпсихологии в качестве нового направления внутри психологической науки. Проект выполнен полностью, даже в расширенном варианте: в ходе его выполнения поставленные исследовательские задачи были дополнены актуальной проблематикой сравнения идентичностей в реальной жизни и в виртуальной сфере (осуществлено теоретико-экспериментальное исследование, опубликованное в 2-х журнальных статьях). Наряду с 30 публикациями по теме проекта ряд основных его положений был опубликован также в популярной печати, а именно в статьях в 3-х выпусках журнала "Интернет в цифрах". См.: Войскунский А.Е. Краткая история интернет-психологии // Интернет в цифрах, 2011. № 2(6). С. 124 -127; № 3(7). С. 114 – 117; № 4(8). С. 122 – 125).
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 марта 2011 г.-30 ноября 2011 г. | Становление и развитие киберпсихологии и ее методов |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 марта 2012 г.-30 ноября 2012 г. | Становление и развитие киберпсихологии и ее методов |
Результаты этапа: | ||
3 | 1 марта 2013 г.-30 ноября 2013 г. | Становление и развитие киберпсихологии и ее методов |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".