Национальная идеология и инструменты воспитания патриотизма в Корее (XX-XXI вв.)НИР

National Ideology and Cultivation of Patriotism in Korea in 20-21st Centuries

Источник финансирования НИР

грант РНФ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Национальная идеология и инструменты воспитания патриотизма в Корее (XX-XXI вв.)
Результаты этапа: В ходе работы над проектом были исследованы теоретические и исторические аспекты патриотизма как социально-политического явления, имеющего особое значение в духовно-нравственном воспитании и развитии корейской нации в XX XXI вв. Учитывая разделенный характер корейской нации, концепции патриотизма, формы его выражения, инструменты воспитания рассматривались применительно как к Республике Корея, так и КНДР. Одним из важных выводов данного проекта является обнаружение очевидных сходств в механизмах и формах выражения патриотизма в двух корейских государствах, несмотря на существенные различия в политических режимах и социально-экономических системах. Но относятся данные сходства только к периоду 1950-1980-х гг. в РК. Правая националистическая концепция патриотизма в Республике Корея оказывается по формам выражения патриотизма, инструментам его воспитания схожей с левой социалистической концепцией патриотизма в КНДР. В период авторитарных режимов Первой-Пятой Республик, в условиях господства правой консервативной националистической идеологии патриотизм являлся ключевым элементом идейно-политического воспитания, направленного на индоктринацию идей превосходства интересов корейской нации над интересами личности, оправдывался жертвенный характер служения государству и нации. Патриотизм прививали в школе посредством преподавания таких дисциплин как "История Кореи", "Мораль", "Этика". В 1950-е гг. даже издавались учебники под названием "Патриотическое чтение". Основными функциями правой молодёжной политики было не только распространение патриотических практик, ценностей военной защиты Родины и ролевых моделей, сообразных с идеологией государства, но и нейтрализация связанных с молодежью конфликтов, обострившихся в южнокорейском обществе в 1970-е гг. Значительное совершенствование морально-патриотического образования произошло во время президентства Пак Чон Хи (1961-1979 гг.), когда была заложена основа системы, с определёнными изменениями, продолжающей существовать в Вооружённых Силах РК в настоящее время. Были созданы специализированные учебные заведения по подготовке преподавателей, сформулирована единая программа информационно психологического образования, получили развитие военные средства-массовой информации, призванные ограничить доступ военнослужащих к альтернативным ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Проект № 24-28-00788 Страница 49 из 57 гражданским источникам. Важной составляющей патриотического воспитания стали нравственные ориентиры, в качестве которых предлагались личности, связанные с военной историей страны, а также современники военнослужащих, внёсшие вклад в защиту государства. Предпринятые меры содействовали укреплению морально патриотического состояния военнослужащих. Похожие формы патриотизма мы находим и в КНДР в рамках построения чучхейского социализма. Начиная с дошкольного обучения, дети погружены в обстановку почитания вождей, чествования героев корейской революции, выполнения социально значимых задач в рамках различных детских, молодежных общественных организаций. По мере взросления личность осознает себя частью огромного «общественно-политического организма», подчиняя ему свои желания и стремления. Жизнь человека вне общественного коллектива, «в отрыве от вождя, партии и масс», представляется в Северной Корее «бессмысленной» и, в целом, немыслимой, поскольку противоречит, его общественной природе. Отличительными признаками патриотического воспитания в КНДР являются идеологическая монолитность и масштабность. Патриотическим дискурсом пронизаны все сферы общественной жизни, а патриотическим воспитанием охвачены все слои населения вне зависимости от возраста, пола, социальной группы. Эволюцию концепции патриотического образования в КНДР выражает переход от "социалистического патриотизма" к "кимченировскому патриотизму". Живопись служит надежным инструментом для создания зримого образа патриотических идей, интегрируя в своем содержании эстетику с политическими и моральными установками, являясь художественным средством моделирования духовного, нравственного и культурного эталона человека, воспитывая в нем любовь к отечеству. Северокорейскому изобразительному искусству, встроенному в масштабный социокультурный и политический нарратив, свойственно господство железного нерушимого канона, который был разработан и окончательно сформирован к 1970-м гг. и по настоящее время активно эксплуатируется мастерами, постоянно повторяясь и претерпевая лишь незначительную творческую интерпретацию. Пропаганда навязывает художникам видение патриотических идей как стандартный и неизменный комплекс тем: любовь к вождям, героический подвиг, усердная работа, уважение к национальным традициям, забота о семье и родной земле и т.д. Естественно, что наиболее востребованными и признанными оказываются те картины, в которых мастерам удается с наибольшей полнотой и искусностью выразить необходимые государству и партии установки. Члены научного коллектива выступили в общей совокупности с 14 докладами по тематике проекта на научных мероприятиях (российские, международные конференции и семинары). В течение года были проведены четыре научных семинара, посвященных исключительно изучению вопросов патриотизма, идеологии в Корее (РК, КНДР). Результаты исследования отражены в научных статьях: всего подготовлено 7 статей, из которых 5 индексируются в Scopus, RSCI. Все запланированные научные результаты достигнуты. По итогам работы над проектом были подготовлены статьи, раскрывающие теоретические и исторические аспекты патриотизма и патриотического воспитания в Корее (Республика Корея и КНДР) в XX-XXI вв. В статьях Старшинова А.С. "Молодежная политика и патриотическое воспитание в период Юсин (1972-1979 гг.)" и Гринева И.В. "Морально-патриотическое воспитание военнослужащих Республики Корея как инструмент обеспечения государственной безопасности (1950-1980-е гг.)" освещены проблемы патриотического воспитания молодежи и военнослужащих в годы Первой-Пятой Республик (1948-1980-е гг.). В статьях Востриковой Е.А. показано, что живопись служит надежным инструментом для создания зримого образа патриотических идей, интегрируя в своем содержании эстетику с политическими и моральными установками, являясь художественным средством моделирования духовного, нравственного и культурного эталона человека, воспитывая в нем любовь к отечеству. Пропаганда навязывает художникам видение патриотических идей как стандартный и неизменный комплекс тем: любовь к вождям, героический подвиг, усердная работа, уважение к национальным традициям, забота о семье и родной земле и т.д. Естественно, что наиболее востребованными и признанными оказываются те картины, в которых мастерам удается с наибольшей полнотой и искусностью выразить необходимые государству и партии установки. Выводы исследований Востриковой Е.А. отражены в трех научных статьях: "Патриотизм и феминность: типология женской образности в изобразительном искусстве КНДР", "Живопись как инструмент воспитания патриотизма в КНДР" и "Патриотизм как системообразующее начало в жанрово-тематической парадигме изобразительного искусства Северной Кореи". В статьях Ким Н.Н. затрагиваются теоретические вопросы патриотизма, связи патриотизма с национальной идеологией и политическим режимом применительно к Республике Корея и КНДР с учетом их исторического развития. Результаты ее исследований отражены в двух научных статьях: "Патриотизм как инструмент духовно-нравственного воспитания в КНДР: идеологические и политические аспекты" и "Исследования вопросов патриотизма и морального образования в современной южнокорейской историографии". В своих исследованиях Н.Н. Ким раскрывает отличительные черты патриотического воспитания в КНДР, такие как идеологическая монолитность и масштабность. Она доказывает, что патриотический дискурс пронизывает все сферы общественной жизни Северной Кореи, а патриотическое воспитание охватывает все группы населения, независимо от возраста, пола и социального положения. В Южной Корее патриотизм также использовался как инструмент политической индоктринации и воспитания лояльного патриотического субъекта в 1950-1980-х годах. Трансформация политического режима в Республике Корея вызвала переосмысление консервативно-националистического подхода к патриотизму. В ходе работы над проектом члены научного коллектива выступили с 14 докладами на научных мероприятиях (российские, международные конференции и семинары). Особо следует отметить международные конференции: XXX Международная научно-практическая конференция по корееведению, 25–26 апреля 2024 г., Казанский (Приволжский) федеральный университет. https://media.kpfu.ru/news/konferenciya-po-koreevedeniyu-sostoyalas-v-kazansk om-universitete?ysclid=m4cems3pxc600285939 Международная научная конференция «Корея в условиях глобальной трансформации: социально-политические и культурологические аспекты», 10–11 сентября 2024 г., ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. https://iaas.msu.ru/news/announcements/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferencziy ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Проект № 24-28-00788 Страница 51 из 57 a-koreya-v-usloviyah-globalnoj-transformaczii-soczialno-politicheskie-i kulturologicheskie-aspekty/?ysclid=m4ceqdzoj5410966673 Третья Международная научная конференция «Искусство Востока и Восток в искусстве. Прекрасное и утилитарное: поиск взаимодействия», 16–18 сентября 2024 г., Институт востоковедения РАН. https://www.ivran.ru/anonsy?artid=215323 VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока», 4–5 октября 2024 г., Новосибирский государственный университет. https://www.nsu.ru/n/humanities-institute/research/events/nauchno-praktichesk aya-konferentsiya-aktualnye-voprosy-izucheniya-istorii-mezhdunarodnykh otnoshe Участники проекта организовали четыре научных семинара в ИСАА МГУ для обсуждения вопросов патриотизма и идеологии в РК и КНДР в XX-XXI вв. I научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/i-nauchnyj-seminar-naczionalnaya-ideologiya i-instrumenty-vospitaniya-patriotizma-v-koree-xx-xxi-vv/ II научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/nauchnyj-seminar-korejskaya-molodezh-ideolog iya-i-patrioticheskoe-vospitanie-v-1970-e-gg/ III научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/aspirant-isaa-mgu-vystupil-s-dokladom-na-iii-nauchnyj-seminar-v-ramkah-proekta-rnf-naczionalnaya-ideologiya-i instrumenty-vospitaniya-patriotizma-v-koree-xx-xxi-vv/ IV научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/iv-nauchnyj-seminar-v-ramkah-proekta-rnf-nac zionalnaya-ideologiya-i-instrumenty-vospitaniya-patriotizma-v-koree-xx-xxi vv-itogi/ Проект выполнен в соответствии с изначально поставленной исследования. Достигнуты основные результаты, касающиеся количества подготовленных статей и презентации промежуточных результатов исследования на научных мероприятиях. В ходе работы над проектом стало очевидно, что какие-то темы, изначально сформулированные в качестве публикаций, объективно требуют гораздо более длительного срока подготовки, или вообще не могут быть опубликованы в планируемых востоковедческих журналах в связи с их редакторской политикой. В этом отношении пришлось ввести некоторые коррективы, сохранив при этом общую тематику публикаций в соответствии с проектом.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Приказ о создании нучного коллектива Prikaz_NIR_No224_ot27.02.2024.pdf 393,4 КБ 6 марта 2024 [KhazizovaKV]
2. Соглашение с РНФ Soglashenie_RNF_2024.pdf 2,6 МБ 18 марта 2024 [KhazizovaKV]