![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Корейская нация является одной из немногих разделенных наций в современном мире. Формирование северокорейской и южнокорейской государственностей происходило в условиях геополитического противостояния великих держав - США и СССР после окончания Второй мировой войны. Как следствие сложной геополитической конфигурации и внутреннего раскола национальных сил Кореи на территории Корейского полуострова возникли два соперничающих государства Республика Корея и КНДР. Опасаясь возможной вооруженной агрессии со стороны друг друга, политические власти в Республике Корея и КНДР огромное внимание уделяли созданию особой гражданской культуры, в основе которой преданность граждан вне зависимости от возраста действующему режиму, любовь к флагу и гербу, готовность к срочной мобилизации на благо родины как в мирное, так и в военное время. Патриотическое воспитание детей и молодежи по сей день остается важным элементом национальной политики как в Республике Корея, так и КНДР. На разных этапах южнокорейской государственности, обусловленной изменениями в конституционном строе и политическом режиме, использовались разные инструменты и институты воспитания патриотизма. В эпоху военно-авторитарных режимов в Республике Корея государство, общественные организации и семья в равной степени были вовлечены в патриотическое воспитание. При этом традиционная неоконфуцианская культура создавала благоприятные условия для формирования покорного, преданного государству гражданина. Демократизация политического режима повлияла на ценностные ориентиры граждан и государства, изменив механизмы патриотического воспитания, но оставила практически неизменным его масштабы и задачи. В отличие от Республики Корея, в КНДР в задачи формирования патриотического сознания и деятельности граждан входит не только воспитание любви и преданности государству, но и его лидерам, вождям корейской революции. Военнопатриотическое воспитание является основой развития патриотизма у граждан КНДР, обеспечивая тем самым высокую степень мобилизации корейского населения по призыву вождя. Тотальный контроль государства над обществом позволяет добиться наибольшей эффективности в реализации задач патриотического воспитания, направленных на защиту интересов КНДР и ее лидеров. Национальные идеологии КНДР и Республики Корея содержат положения, которые содействуют формированию у граждан патриотических качеств. Предметом исследования данного проекта являются инструменты и институты воспитания патриотизма в Корее, в том числе в Республике Корея и КНДР, рассматриваемые в контексте эволюции политических режимов и национальных идеологий двух государств. Тема исследования представляется актуальной, поскольку позволяет выяснить, как функционирует государство в условиях постоянной внешней угрозы, геополитического соперничества, какие институты и механизмы формирования патриотичной гражданской культуры им используются с тем, чтобы обеспечить стабильность и безопасность. Актуальность темы исследования объясняется также текущим противостоянием России и Запада, делая тем самым важным освещение вопросов патриотического воспитания, нацеленного на защиту интересов государства в условиях непрерывного давления извне.
The Korean nation is one of the few divided nations that exist in the world today. The formation of both North and South Korean states took place in the context of post-World War II geopolitical confrontation between the great powers, the US and the USSR. As a result of a complex geopolitical situation and the internal split of the national forces in Korea, two rivaling states of the Republic of Korea and the DPRK emerged on the Korean Peninsula. While expecting armed aggression from each other, the political authorities of both North and South Korea paid great attention to the creation of a distinct civil culture based on all-encompassing devotion to the current regime, love for the flag and coat of arms and readiness for immediate mobilization for the sake of the Motherland both in peacetime and in wartime. Patriotic education of children and youth remains an important element of national policy in the Republic of Korea and the DPRK to this day. South Korean authorities have been employing various tools and institutions in order to cultivate patriotism at different stages of nation-building process. In the era of military authoritarian regimes the state, public organizations and family were equally involved in patriotic education in the Republic of Korea. At the same time Korean traditional neo-Confucian culture created favorable conditions for the formation of docile citizens loyal to the state. With the democratization of the political regime influencing the value orientations shared by citizens and the state, the mechanisms of patriotic education underwent several changes, though its scope and tasks remained practically unaltered. In contrast, in the DPRK the task of shaping the patriotic consciousness and promoting patriotic activities includes not only fostering love and devotion to the state but also to its leaders, the leaders of the Korean revolution. Military patriotic education serves as a basis for cultivation of patriotism among the citizens of the DPRK which ensures a high degree of mobilization of the populace on leader’s demand. The total state control over society makes it possible to ensure maximum efficiency in the implementation of the tasks of patriotic education aimed at protecting the interests of the DPRK and its leaders. The national ideologies of the DPRK and the Republic of Korea contain ideas that contribute to the formation of patriotic qualities among citizens. The subject of this research project is the tools and institutions for patriotic education in Korea (which includes the Republic of Korea and the DPRK) viewed in the context of the evolution of political regimes and national ideologies of the two states. The topic of the study is relevant as it is aimed at clarifying how state functions in the face of constant external threat and geopolitical rivalry, and what institutions and mechanisms for the formation of a patriotic civil culture are used to ensure stability and security. The relevance of the research topic is also underpinned by the current confrontation between Russia and the West, which makes it important to cover the issues of patriotic education aimed at protecting the interests of the state in the face of permanent external pressure. The scientific novelty of the research is defined by its focus which lies not so much on national ideologies or political systems of the Korean Peninsula (that have been studied comparatively well), but on individual functional elements such as tools and institutions of patriotic education that ensure the stability and solidity of the Korean state(s).
В рамках проекта будут опубликованы статьи, раскрывающие эволюцию представлений о патриотизме, инструментов патриотического воспитания в Корее с учетом изменений в политическом режиме и политической культуре в XX-XXI вв. Ко
В многих работах Ким Н.Н., Старшинов А.С. затрагиваются вопросы национальной идеологии, корейского национализма и политического режима. В этом отношении их работы становятся определенным фундаментом для понимания то, как менялась политическая система, режим, какие цели они перед собой ставили. В магистерской диссертации Гринева И.В. поднимается тема безопасности, работы спецслужб Республики Корея, обеспечивающих стабильность и безопасность политического режима в период с Первой по Шестую Республику. Вместе с тем остается открытым вопрос о том, какие инструменты и механизмы социальной психологии, образовательной политики, трудового воспитания и пр. использовались государством для обеспечения стабильности и высокой эффективности правящего режима, поддержание традиционных культурных ценностей. Поэтому в рамках проекта предлагается сосредоточиться на институтах и инструментах воспитания патриотизма в Корее, поскольку таким образом возможно будет выяснить, как помимо органов безопасности, образования корейское государство решало проблему стабильности и высокой гражданской активности населения. Благодаря работам Востриковой Е.А. по искусству Кореи, возможно будет проанализировать использование искусства в качестве инструмента патриотического воспитания в КНДР, РК. Имеющиеся у Ким Н.Н. наработки в области гендерных исследований и исторической политики помогут исследовать указанную проблему с точки зрения того, как в коллективной памяти формируются представления о славном прошлом, вызывающие национальную гордость, как историческое образование задействовано в воспитании патриотизма и какие гендерные различия здесь можно обнаружить. Учитывая все вышесказанное, задачи проекта представляются достижимыми и направлены на дальнейшее расширение исследовательской проблематики его участников.
грант РНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Национальная идеология и инструменты воспитания патриотизма в Корее (XX-XXI вв.) |
Результаты этапа: В ходе работы над проектом были исследованы теоретические и исторические аспекты патриотизма как социально-политического явления, имеющего особое значение в духовно-нравственном воспитании и развитии корейской нации в XX XXI вв. Учитывая разделенный характер корейской нации, концепции патриотизма, формы его выражения, инструменты воспитания рассматривались применительно как к Республике Корея, так и КНДР. Одним из важных выводов данного проекта является обнаружение очевидных сходств в механизмах и формах выражения патриотизма в двух корейских государствах, несмотря на существенные различия в политических режимах и социально-экономических системах. Но относятся данные сходства только к периоду 1950-1980-х гг. в РК. Правая националистическая концепция патриотизма в Республике Корея оказывается по формам выражения патриотизма, инструментам его воспитания схожей с левой социалистической концепцией патриотизма в КНДР. В период авторитарных режимов Первой-Пятой Республик, в условиях господства правой консервативной националистической идеологии патриотизм являлся ключевым элементом идейно-политического воспитания, направленного на индоктринацию идей превосходства интересов корейской нации над интересами личности, оправдывался жертвенный характер служения государству и нации. Патриотизм прививали в школе посредством преподавания таких дисциплин как "История Кореи", "Мораль", "Этика". В 1950-е гг. даже издавались учебники под названием "Патриотическое чтение". Основными функциями правой молодёжной политики было не только распространение патриотических практик, ценностей военной защиты Родины и ролевых моделей, сообразных с идеологией государства, но и нейтрализация связанных с молодежью конфликтов, обострившихся в южнокорейском обществе в 1970-е гг. Значительное совершенствование морально-патриотического образования произошло во время президентства Пак Чон Хи (1961-1979 гг.), когда была заложена основа системы, с определёнными изменениями, продолжающей существовать в Вооружённых Силах РК в настоящее время. Были созданы специализированные учебные заведения по подготовке преподавателей, сформулирована единая программа информационно психологического образования, получили развитие военные средства-массовой информации, призванные ограничить доступ военнослужащих к альтернативным ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Проект № 24-28-00788 Страница 49 из 57 гражданским источникам. Важной составляющей патриотического воспитания стали нравственные ориентиры, в качестве которых предлагались личности, связанные с военной историей страны, а также современники военнослужащих, внёсшие вклад в защиту государства. Предпринятые меры содействовали укреплению морально патриотического состояния военнослужащих. Похожие формы патриотизма мы находим и в КНДР в рамках построения чучхейского социализма. Начиная с дошкольного обучения, дети погружены в обстановку почитания вождей, чествования героев корейской революции, выполнения социально значимых задач в рамках различных детских, молодежных общественных организаций. По мере взросления личность осознает себя частью огромного «общественно-политического организма», подчиняя ему свои желания и стремления. Жизнь человека вне общественного коллектива, «в отрыве от вождя, партии и масс», представляется в Северной Корее «бессмысленной» и, в целом, немыслимой, поскольку противоречит, его общественной природе. Отличительными признаками патриотического воспитания в КНДР являются идеологическая монолитность и масштабность. Патриотическим дискурсом пронизаны все сферы общественной жизни, а патриотическим воспитанием охвачены все слои населения вне зависимости от возраста, пола, социальной группы. Эволюцию концепции патриотического образования в КНДР выражает переход от "социалистического патриотизма" к "кимченировскому патриотизму". Живопись служит надежным инструментом для создания зримого образа патриотических идей, интегрируя в своем содержании эстетику с политическими и моральными установками, являясь художественным средством моделирования духовного, нравственного и культурного эталона человека, воспитывая в нем любовь к отечеству. Северокорейскому изобразительному искусству, встроенному в масштабный социокультурный и политический нарратив, свойственно господство железного нерушимого канона, который был разработан и окончательно сформирован к 1970-м гг. и по настоящее время активно эксплуатируется мастерами, постоянно повторяясь и претерпевая лишь незначительную творческую интерпретацию. Пропаганда навязывает художникам видение патриотических идей как стандартный и неизменный комплекс тем: любовь к вождям, героический подвиг, усердная работа, уважение к национальным традициям, забота о семье и родной земле и т.д. Естественно, что наиболее востребованными и признанными оказываются те картины, в которых мастерам удается с наибольшей полнотой и искусностью выразить необходимые государству и партии установки. Члены научного коллектива выступили в общей совокупности с 14 докладами по тематике проекта на научных мероприятиях (российские, международные конференции и семинары). В течение года были проведены четыре научных семинара, посвященных исключительно изучению вопросов патриотизма, идеологии в Корее (РК, КНДР). Результаты исследования отражены в научных статьях: всего подготовлено 7 статей, из которых 5 индексируются в Scopus, RSCI. Все запланированные научные результаты достигнуты. По итогам работы над проектом были подготовлены статьи, раскрывающие теоретические и исторические аспекты патриотизма и патриотического воспитания в Корее (Республика Корея и КНДР) в XX-XXI вв. В статьях Старшинова А.С. "Молодежная политика и патриотическое воспитание в период Юсин (1972-1979 гг.)" и Гринева И.В. "Морально-патриотическое воспитание военнослужащих Республики Корея как инструмент обеспечения государственной безопасности (1950-1980-е гг.)" освещены проблемы патриотического воспитания молодежи и военнослужащих в годы Первой-Пятой Республик (1948-1980-е гг.). В статьях Востриковой Е.А. показано, что живопись служит надежным инструментом для создания зримого образа патриотических идей, интегрируя в своем содержании эстетику с политическими и моральными установками, являясь художественным средством моделирования духовного, нравственного и культурного эталона человека, воспитывая в нем любовь к отечеству. Пропаганда навязывает художникам видение патриотических идей как стандартный и неизменный комплекс тем: любовь к вождям, героический подвиг, усердная работа, уважение к национальным традициям, забота о семье и родной земле и т.д. Естественно, что наиболее востребованными и признанными оказываются те картины, в которых мастерам удается с наибольшей полнотой и искусностью выразить необходимые государству и партии установки. Выводы исследований Востриковой Е.А. отражены в трех научных статьях: "Патриотизм и феминность: типология женской образности в изобразительном искусстве КНДР", "Живопись как инструмент воспитания патриотизма в КНДР" и "Патриотизм как системообразующее начало в жанрово-тематической парадигме изобразительного искусства Северной Кореи". В статьях Ким Н.Н. затрагиваются теоретические вопросы патриотизма, связи патриотизма с национальной идеологией и политическим режимом применительно к Республике Корея и КНДР с учетом их исторического развития. Результаты ее исследований отражены в двух научных статьях: "Патриотизм как инструмент духовно-нравственного воспитания в КНДР: идеологические и политические аспекты" и "Исследования вопросов патриотизма и морального образования в современной южнокорейской историографии". В своих исследованиях Н.Н. Ким раскрывает отличительные черты патриотического воспитания в КНДР, такие как идеологическая монолитность и масштабность. Она доказывает, что патриотический дискурс пронизывает все сферы общественной жизни Северной Кореи, а патриотическое воспитание охватывает все группы населения, независимо от возраста, пола и социального положения. В Южной Корее патриотизм также использовался как инструмент политической индоктринации и воспитания лояльного патриотического субъекта в 1950-1980-х годах. Трансформация политического режима в Республике Корея вызвала переосмысление консервативно-националистического подхода к патриотизму. В ходе работы над проектом члены научного коллектива выступили с 14 докладами на научных мероприятиях (российские, международные конференции и семинары). Особо следует отметить международные конференции: XXX Международная научно-практическая конференция по корееведению, 25–26 апреля 2024 г., Казанский (Приволжский) федеральный университет. https://media.kpfu.ru/news/konferenciya-po-koreevedeniyu-sostoyalas-v-kazansk om-universitete?ysclid=m4cems3pxc600285939 Международная научная конференция «Корея в условиях глобальной трансформации: социально-политические и культурологические аспекты», 10–11 сентября 2024 г., ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. https://iaas.msu.ru/news/announcements/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferencziy ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Проект № 24-28-00788 Страница 51 из 57 a-koreya-v-usloviyah-globalnoj-transformaczii-soczialno-politicheskie-i kulturologicheskie-aspekty/?ysclid=m4ceqdzoj5410966673 Третья Международная научная конференция «Искусство Востока и Восток в искусстве. Прекрасное и утилитарное: поиск взаимодействия», 16–18 сентября 2024 г., Институт востоковедения РАН. https://www.ivran.ru/anonsy?artid=215323 VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы изучения истории, международных отношений и культур стран Востока», 4–5 октября 2024 г., Новосибирский государственный университет. https://www.nsu.ru/n/humanities-institute/research/events/nauchno-praktichesk aya-konferentsiya-aktualnye-voprosy-izucheniya-istorii-mezhdunarodnykh otnoshe Участники проекта организовали четыре научных семинара в ИСАА МГУ для обсуждения вопросов патриотизма и идеологии в РК и КНДР в XX-XXI вв. I научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/i-nauchnyj-seminar-naczionalnaya-ideologiya i-instrumenty-vospitaniya-patriotizma-v-koree-xx-xxi-vv/ II научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/nauchnyj-seminar-korejskaya-molodezh-ideolog iya-i-patrioticheskoe-vospitanie-v-1970-e-gg/ III научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/aspirant-isaa-mgu-vystupil-s-dokladom-na-iii-nauchnyj-seminar-v-ramkah-proekta-rnf-naczionalnaya-ideologiya-i instrumenty-vospitaniya-patriotizma-v-koree-xx-xxi-vv/ IV научный семинар https://iaas.msu.ru/news/novosti/iv-nauchnyj-seminar-v-ramkah-proekta-rnf-nac zionalnaya-ideologiya-i-instrumenty-vospitaniya-patriotizma-v-koree-xx-xxi vv-itogi/ Проект выполнен в соответствии с изначально поставленной исследования. Достигнуты основные результаты, касающиеся количества подготовленных статей и презентации промежуточных результатов исследования на научных мероприятиях. В ходе работы над проектом стало очевидно, что какие-то темы, изначально сформулированные в качестве публикаций, объективно требуют гораздо более длительного срока подготовки, или вообще не могут быть опубликованы в планируемых востоковедческих журналах в связи с их редакторской политикой. В этом отношении пришлось ввести некоторые коррективы, сохранив при этом общую тематику публикаций в соответствии с проектом. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Приказ о создании нучного коллектива | Prikaz_NIR_No224_ot27.02.2024.pdf | 393,4 КБ | 6 марта 2024 [KhazizovaKV] | |
2. | Соглашение с РНФ | Soglashenie_RNF_2024.pdf | 2,6 МБ | 18 марта 2024 [KhazizovaKV] |