![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Проект направлен на разработку методики комплексной оценки социально-экономической эффективности в области развития транспортно-коммуникационного комплекса Сибири и Дальнего Востока, ее апробацию для ключевых территорий Сибири и Дальнего Востока с составление серии карт социально-экономической эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. В рамках исследования будет проанализировано современное состояния транспортно-коммуникационного комплекса Сибири и Дальнего Востока, оценены природные и социально-экономические факторы удорожания строительства и эксплуатации транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Будет разработка методики оценки социально-экономической эффективности функционирования транспортно-коммуникационного комплекса и перспективных проектов в этой области. Проведена верификация разработанной методики на примере районов ключей и осуществлен сбор и анализ информации по проектируемым и реализуемым проектам в области транспорта и связи в Сибири и на Дальнем Востоке. По результатам реализации проекта будет оценено влияния циклов конъюнктуры на совокупные издержки функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Разработана методика выбора наиболее эффективных вариантов реализации инфраструктурных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. По результатам исследования будет составление серии карт социально-экономической эффективности реализации инфраструктурных проектов на уровне субъектов Сибири и Дальнего Востока и отдельных муниципальных образований
В результате реализации проекта будет разработана комплексная методика оценки социально-экономической эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока и проведена ее верификация по ключевым регионам Сибири и Дальнего Востока. На основе собранной информации по транспортно-коммуникационной инфраструктуре Сибири и Дальнего Востока будет составлена база данных по существующим коммуникациям в отраслевом и региональном разрезе. С использованием созданной базы будет проведена процедура выявления соответствия транспортно-коммуникационной инфраструктуры требованиям модели потенциала поля расселения и производной от нее модели потенциала экономического поля и поля "качества жизни". В результате будут выявлены узкие места и отсутствующие звенья. Кроме того, в рамках исследования будет на основе модели совокупных экономико-географических издержек оценена роль природных и социально-экономических факторов в удорожании строительства и эксплуатации транспортно-коммуникационной инфраструктуры. По результатам этой предварительной теоретико-методической стадии исследования будут проведены пилотажные исследования на инфраструктурно-освоенных территориях юга Сибири и Дальнего Востока и территориях предполагаемых для транспортно-коммуникационного освоения севера и центра Сибири и Дальнего Востока с целью апробации разработанных методов следования и моделей. Важное место в итоговых результатах отводится оценке влияния циклов конъюнктуры на совокупные издержки функционирования и развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры и как результат их устойчивость к циклическим колебаниям рынка. Будет также разработана методика выбора наиболее эффективных вариантов реализации инфраструктурных проектов базирующаяся на оценки социальных и экономических издержек в региональном разрезе и устойчивости транспортно-коммуникационного комплекса к циклам конъюнктуры. По всей совокупности результатов проведенного исследования будет осуществлено районирование территории Сибири и Дальнего Востока и составлена серия карт социально-экономической эффективности современного развития и реализации потенциальных инфраструктурных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке на региональном и муниципальном уровне
Исследование расселения в Горном Алтае: в 1970г. и 1999-2000гг. Обследование тех же районов через 30 лет показало, с одной стороны, резкое снижение интенсивности хозяйства (лишенного дотаций) и примитивизацию быта, а с другой – резкое возрастание трудовой подвижности (маятниковые миграции и «отходничество») и усиление связей сельской местности с городами. Исследование территориальной организации культурного обслуживания сельского населения на Камчатке (в т.ч. в Корякском округе) и Сахалине, 1979-1980гг. Было проведено районирование сельской местности по условиям для территориальной организации культурного обслуживания, выделены типы районов для построения разных схем обслуживания. Сформулированы требования к транспортному обеспечению обслуживания. Исследование систем сельского расселения в Томской области (2007г.). Выделены типы низовых систем расселения (и сделан прогноз их развития) для условий различной плотности коммуникаций. Под руководством Битюковой В.Р. оценена трансформация территориальной структуры как фактора развития транспортной сети макрорегиона. Методики такой оценки разработаны и опубликованы. Проведена апробация на внутригородских территориях, автотранспортное загрязнение учтено при интегральных оценках экологической напряженности регионов России 1990-2014 гг. и городов России 2010-2014 г. Для решения этой задачи создана муниципальная база данных и картографические основы, проведены расчеты коэффициентов экологичности развития транспорта. В 2010 г. по договору 2009-06/03 с Научным центром проблем аэрокосмического мониторинга «АЭРОКОСМОС» по теме «Разработка технологии комплексного анализа временных серий наземных данных для оценки состояния и динамики изменения атмосферы и окружающей среды в крупных городах».
другие гранты РФ, Грант РГО |
# | Сроки | Название |
1 | 1 июня 2017 г.-31 декабря 2017 г. | 17-05-41087 РГО_а Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока |
Результаты этапа: Предложена модель формирования низкоплотных агломераций на юге Сибири и Дальнего Востока за счет развития ТКИ. Исследования позволили выделить в качестве первоочередных кандидатов Красноярскую, Иркутскую и Владивостокскую потенциальные низкоплотные агломерации с максимальными радиусами 200 км. Основной эффект оценивается через увеличение свободы выбора мест приложения труда, учебы, отдыха и т.п. Формула Шеннона, позволяет оценить синергетический эффект, когда разнообразие и сложность растут за счет агломерирования отдельных населенных пунктов. Общеизвестно, что эффекты урбанизации проявляются при высокой концентрации (плотности) субъектов экономических отношений (хозяйственной деятельности) и диверсификации этой деятельности. При близости субъектов происходит активный обмен и переток знаний, умений и компетенций. Формирование новых технологий за пределами городов возможно, но сильно ограничено. Расширяется и рынок труда в т.ч. в части «творческих профессионалов». В общем случае разнообразие является матрешечным понятием: разнообразие отраслей народного хозяйства; внутри ОНХ разнообразие отраслей (например, внутри промышленности ТЭК, ЧиЦ металлургия и т.д.); внутри отрасли промышленности разнообразие подотраслей и предприятий. Конечной ячейкой расчета разнообразия является хозяйствующий субъект (в идеале пространственно локализованное предприятие). При этом расстояние рассматривается как индикатор познавательной (степень близости в знаниях, умениях и компетенциях), организационной, социальной (степень доверия), институциональной и технологической близости. В случае высокой моноспециализации (монофункциональности) города или региона (обедненном разнообразии) возможен «эффект блокировки», когда обмен между организационно- и технологически близкими субъектами не происходит. В противоположном пространственном варианте (отсутствие или неразвитость ТКИ), он будет отсутствовать или крайне мал из-за невозможности взаимодействия между «удаленными» субъектами агентами. Поэтому важно не просто разнообразие хозяйствующих субъектов и участников трудовых отношений в городе или регионе, а разнообразие в смежных отраслях – так называемое «связанное разнообразие» (от англ. related variety). В первоочередном порядке предлагаются Красноярская, Иркутская и Владивостокская агломерации Таким образом, критерием эффективности может выступать повышение уровня разнообразия и сложности, запуск агломерационных и кластерных процессов. | ||
2 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | 17-05-41087 РГО_а Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока |
Результаты этапа: Выполненены полевые исследования, подведены этапы развития инфраструктуры и выявлены факторы социально-экономической эфективности транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Опубликованы статьи, сделаны доклады на конференциях. | ||
3 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | 17-05-41087 РГО_а Социально-экономическая эффективность развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока |
Результаты этапа: Разработана математическая модель формирования Иркутской низкоплотной агломерации, которая создает научный базис для обеспечения социального эффект за счёт повышения разнообразия мест приложения труда, досуга и отдых в результате достройки транспортного каркаса прилегающих к ядру (г. Иркутск) территорий. Обоснована необходимость перехода на интенсивное транспортное строительство в Западной части Якутии, в силу максимального комплексного минерально-сырьевого разнообразия региона, выгодного ЭГП по отношению к потенциальным агломерациям Иркутска и Красноярска, возможностью решения проблемы «подключения» столицы республики (Якутска) к единой транспортной системе страны без строительства сверхзатратного моста через реку Лену. Условное название новой автомагистрали «Усть-Кут – Якутск» (Тайшет – Братск - Усть-Кут – Верхнемарково - Ленск – Мирный - Нюрба – Вилюйск – Якутск). Показана потенциальная ограниченность субширотных магистралей Дальнего Востока в случае расширения продовольственного экспорта в Китай. Сделан вывод о важной социальной функции транспортной инфраструктуры для обеспечения населения продовольствием и товарами народного потребления. Обоснована взаимосвязь удельного веса транспортной составляющей в издержках региональных экономик. По результатам исследования опубликованы 2 статьи в изданиях Scopus и 2 статьи в изданиях перечня ВАК, сделано 4 доклада на конференциях |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".