![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Одной из тенденций развития индивидуальности в современном обществе является усиление признаков, которые мы условно назвали склонностью к суперпотреблению. Речь идёт о сверхсильном стремлении человека к потреблению как материальных продуктов, так и духовных. Детерминанты этого стремления определены недостаточно, сила, интенсивность его подчас кажутся неадекватными и социально опасными. В любом случае, хотя тема потребления и поведения потребителя широко дискутируется в психологической литературе, в данном аспекте – место склонности к суперпотреблению в структуре индивидуальности, характер составляющих эту склонность признаков, а также определяющих её проявление детерминант - эта тема не была поставлена в психологической литературе и является значимой. Для решения задач исследования в поле анализа был введен ряд важных личностных характеристик – терпеливость, подверженность стрессу, увлекаемость. В процессе экспериментального исследования предполагается выявить характер связи склонности к суперпотреблению с указанными и некоторыми другими качествами. Будет использован математический инструментарий, в частности, методы факторного и корреляционного анализа. Но этого недостаточно. Трудность заключается в том, что ряд указанных выше качеств относится к названной нами условно группе социально проблемных качеств – то есть таким, отношение к которым в данный момент пересматривается и самим человеком, и его социальным окружением. Качества, ещё недавно считавшиеся социально неодобряемыми или социально нейтральными, становятся притягательными, приобретают характер социально желаемых. Речь может, в частности, идти и о склонности к суперпотреблению. Это требует разработки и введения в экспериментальную процедуру специальных методик, направленных на выяснение отношения респондентов к диагностируемым качествам. Связана с указанным выше аспектом анализа и проблема достоверности результатов диагностики, адекватности представления респондентов об исследуемых качествах и проявлений их в реальном поведении. Особые трудности возникают при изучении названных социально-проблемных качеств, отношение к которым в обществе неоднозначно. Специальный инструментарий нужен также для исследования того структурного слоя личности, который был выше обозначен как индивидуальность. Для всестороннего и комплексного исследования поведения потребителей была использована функциональная модель системы деятельности, поскольку она позволяет рассматривать потребителя как субъекта деятельности, самостоятельно принимающего решения, вырабатывающего собственные программы поведения, способного к отражению результата деятельности и корректировке поведения на основе вектора «цель – результат». Предполагается проведение значительного по объёму и срокам многоэтапного экспериментального исследования. Данные исследования должны быть таковы, чтобы их можно было распространить на значительную выборку и, таким образом, провести масштабное исследование населения России по исследуемой тематике. На основе полученных результатов предполагается разработать рекомендации по оптимальному самоуправлению поведением индивидуальности в ситуациях, требующих проявления склонности к суперпотреблению.
One of the tendencies of identity development in modern society is the strengthening of signs which we called disposition to superconsumption for convenience. The matter is person’s superstrong aspiration to consume products, both material and spiritual. Determinants of such aspiration are insufficiently defined, its force and intensity sometimes seem inadequate and socially dangerous. In any case, despite the subject of consumption and consumer behavior is widely discussed in psychological literature, in the given aspect – tendencies to superconsumption in identity structure, nature of signs that make up these tendencies as well as the nature of determinants that define its manifestation - the subject has not been raised in psychological literature and while being significant. In order to accomplish our research we introduced a number of important personal characteristics – patience, susceptibility to a stress, ability to be carried away - into the field of analysis. The pilot study is supposed to reveal the nature of relationship between disposition to superconsumption and some other qualities including the ones specified above. Mathematical tools with аactor and correlation analysis techniques, in particular, will be used. But that will not suffice. The obstacle is that the qualities specified above belong to what we call a group of socially problem qualities – the relation to which is reconsidered both by a person and by his social environment at the present moment. The qualities which were considered socially disapproved or socially neutral until recently, become attractive, gain traits of social desirability. Particularly, we are talking about disposition to superconsumption. It requires the development and introduction of special techniques clarifying respondents’ relation to the qualities being examined into experimental procedure. The problem of reliability of diagnostics results, of adequacy of respondents’ representation about qualities in study and of their manifestations in actual behavior is tied to the aspect of the analysis specified above. Particular difficulties arise while studying the so called socially problem qualities the relation to which is ambiguous in society. A special tool is necessary for the research of that structural layer of the personality which was designated above as identity. For comprehensive and complex investigation into behavior of consumers we used the functional model of system of activity since it allows a consumer to be considered a subject of the activity, making decisions independently, developing his own programs of behavior, able to reflect his activity results and correct his behavior based on the «goal – result» vector. A continuous and extensive multi-staged experimental research is therefore planned. The research data should be extendable to a considerable sample and, thus, allowing to carry out a large-scale study of the population of Russia on the studied subject. On the basis of the acquired results we suppose to develop recommendations on optimal self-government of the identity’s behavior in situations demanding manifestation of disposition to superconsumption.
В качестве ожидаемых результатов по проекту будут представлены: 1) на основе анализа работ различных областей научного знания (экономического, психологического) дальнейшая разработка и углубление функциональной модели поведения потребителей, предполагающей активность личности по отношению к экономическим стимулам, позволяющая описывать поведение в целом и рассматривать отдельные компоненты. 2) предполагаемая конструкция склонности к суперпотреблению как качества – имеется в виду набор признаков, составляющих структуру данного качества, проявляемых индивидуальностью в различных жизненных ситуациях; 3) дальнейшая апробация авторской методики, способствующей изучению мотивации поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления в контексте целостного поведения. Сравнение результатов с полученными в ходе проведения опроса; 4) терминологическое определение ряда характеристик индивидуальности, связанных со склонностью к суперпотреблению, апробация методик их диагностики; 5) специально созданный опросник для выявления склонности к суперпотреблению и связи её с рядом личностных качеств; 6) инструментарий диагностического анализа, позволяющий выявить отношение респондентов к изучаемым качествам и повысить достоверность полученных результатов; 7) результаты математической обработки материалов исследования - факторного анализа (по методу главных компонент, вращение факторов по методу варимакс); корреляционного анализа (r – Пирсона); однофакторного дисперсионного анализа; сравнительного анализа (H-Краскала – Уоллеса, U – Манна – Уитни, критерий χ2); анализа распределения рангов; интерпретация полученных результатов; 8) серия научных статей по тематике исследования в ведущих журналах; 9) доклады и сообщения на международных и всероссийских научно-практических конференциях; 10) публикации в ежегодных сборниках научных трудов по тематике проекта; 11) завершающий этап реализации проекта - подготовка к изданию оригинал-макета коллективной монографии, обобщающей результаты проведенных исследований.
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2013 г.-31 декабря 2015 г. | Влияние психологических параметров самооценки агентов на устойчивость реально-виртуальных рынков |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".