![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
1. Научная проблема, на решение которой направлен проект, - всестороннее сопоставительное исследование языка СМИ и культуры, роли культуры в языке СМИ. Язык СМИ – влиятельнейшая сфера литературного языка. И роль его с течением времени будет возрастать. Фактически он находится в центре современной стилистической системы, оказывая влияние на развитие литературного языка, формирование его норм, языковых вкусов. Для стилистики русского языка, в рамках которой выполняется проект, исследование языка СМИ, определяющего многие происходящие в нем процессы, - одна из приоритетных задач. 2. Актуальность проблемы заключается в том, что изучение взаимодействия языка СМИ и культуры позволяет исследовать языковое сознание современного российского общества, а также языковую ситуацию начала XXI века, которые претерпели значительную трансформацию на рубеже веков. В предлагаемом проекте массовая коммуникация изучается как новая языковая реальность. Глубокое изучение языка СМИ имеет научное и практическое значение: исследуя язык СМИ, мы изучаем не только этот язык, но и языковое сознание общества, языковую ситуацию, тенденции развития литературного языка. 3. До недавнего времени изучение языка СМИ ограничивалось рамками самого этого языка. И в этом плане достигнуты весомые результаты: исследованы особенности языка СМИ, его структура (лексическая, фразеологическая, грамматическая), функции. Однако для целостной характеристики языка СМИ важны различные аспекты его функционирования: как взаимодействует язык СМИ с культурой, в том числе с наукой, литературой, религией и т.д. Для понимания сущности языка СМИ очень важно, какое духовное пространство он охватывает. Поэтому задача, которую перед собой ставят авторы проекта, - это разноаспектное описание языка СМИ в его отношении к современной культуре, а также изучение нового феномена – медиатизации современной культуры. 4. Новизна исследования состоит в том, что впервые в российской лингвистике будет проанализировано взаимодействие языка СМИ и культуры. Язык СМИ в российской научной традиции рассматривался как особый идеологический код социума, с помощью которого формируется общественное мнение и оказывается воздействие на сознание массового адресата. Культура воспринималась как основа языка художественной литературы. В предлагаемом научном проекте будет изучена зона пересечения языка СМИ и культуры, которая ранее не являлась предметом лингвистических исследований. 5. Методы исследования соответствуют общей научной цели работы – многоаспектному изучению языка СМИ и культуры. Уровень и характер исследований языка СМИ определяется во многом состоянием и эволюцией мировой лингвистики, которая направляется в сторону экстенсивного развития. Наблюдается решительный поворот от изучения языка как замкнутой системы к исследованию языка в его многочисленных связях и функциях. Новый подход в развитии языкознания можно также охарактеризовать как эпоху макролингвистики. В исследовании будут использоваться собственно стилистический метод, интенционально-стилистический метод (разработанный авторами проекта как новый интегративный метод изучения коммуникации), а также применяться когнитивный, прагматический и лингвоэтический подходы. Будучи «усредненным языком нации» (акад. Н.И. Конрад), язык СМИ охватывает всю жизнь социума – все, что имеет общественный интерес. Наиболее крупные области духовного пространства, в которых действует язык СМИ, – это политика и культура. Политике применительно к языку СМИ посвящена коллективная монография «Язык СМИ и политика» под ред. Г.Я. Солганика (М., 2012, 952 стр.). Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ согласно проекту 09-04-000712а. Что же касается аспекта «Язык СМИ и культура», то это одна из важнейших областей исследования языка массовой коммуникации. Будучи составной частью культуры, язык в целом (и язык СМИ в частности) воздействует на нее не непосредственно, а косвенно. Это воздействие осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры – их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов. Язык СМИ, охватывающий практически неограниченную тематику, включающую и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры. Но язык СМИ оказывает не только косвенное влияние на культуру. Можно говорить и о прямом воздействии языка СМИ на некоторые области культуры. Конечная цель данной работы – подробное, по возможности полное исследование взаимодействия языка СМИ и культуры во всех ее разновидностях. Находясь в центре современных языковых процессов, язык СМИ отражает духовную жизнь общества во всех ее проявлениях. Поэтому анализ взаимовлияния языка СМИ и культуры важен как для более глубокого познания СМИ и их языка, так и для выяснения специфики культуры. Данной целью обусловлено построение монографии (итог исследования – коллективная монография). Прежде всего будет анализироваться соотношение языка СМИ с культурой в целом (общие аспекты) и с важнейшими ее областями: литературой, искусством, наукой, религией и др. Язык СМИ неоднороден, поэтому важно проанализировать детально, как влияют на культуру различные медиаформаты СМИ (качественная журналистика, глянцевая, желтая; язык телевидения, радио, газет, Интернета). Большое значение имеет и влияние языка СМИ на речевую культуру общества. Подробному анализу подвергается и обратное влияние культуры на язык СМИ и – шире – на литературный язык. Завершается работа обобщающим анализом национально- культурных отличий систем СМИ и их языка. Индексы УДК: 81.42 ПНР 7. Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества.
На октябрь 2014 г. каждый исполнитель закончил сбор материала, сформулировал предварительные выводы и представил подробный план своего раздела (разделов). В 2015г. проводится окончательная работа над текстом. В сентябре 2015г. каждый исполнитель представляет готовые тексты, которые компонуются и редактируются руководителем исследования. Конечным результатом исследования должна стать рукопись коллективной монографии "Язык СМИ и культура".
РГНФ | Координатор |
грант РГНФ |
# | Сроки | Название |
1 | 9 апреля 2014 г.-31 декабря 2014 г. | Язык СМИ и культура |
Результаты этапа: Выполнен поквартальный план 2014 года 1-й квартал Обсуждение концепции и методов исследования. 2-й квартал Изучение литературы по теме. Сбор иллюстративного материала. 3-й квартал Сбор иллюстративного материала. Обсуждение собранного материала и соотнесение его с общей концепцией. 4-й квартал Написание подробного плана разделов. Финансирование проекта продолжено до 31.12.2015 г. | ||
2 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Этап 2 |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".