![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Проект направлен на разработку целостной системы предложений по уточнению государственной отраслевой политики в нефтяном секторе, которая позволит повысить «запас прочности» отрасли, увеличит возможности устойчивого развития экономики страны. Проект включает прогнозы развития отрасли, оценку инвестиционных потребностей и возможностей ее финансирования, в том числе путем проектного финансирования; предложения по системным изменениям налогового регулирования в соответствии с современными вызовами; введение ценообразования на основе российских ценовых индикаторов; организацию биржевой торговли нефтью в России для продвижения российской нефти на экспорт по «справедливой» цене. Проект является междисциплинарным и дополнительно к управленческим и экономическим аспектам предполагает анализ социальных последствий снижения поступлений нефтяных доходов в бюджет страны, сокращения валютной выручки для самих нефтяных компаний, а также правовые аспекты реализации намеченных мер.
The project’s goal is to develop an integral system of proposals for the improvement of state policy in the oil industry which will increase the “safety margin” of the industry, enhance the ability of sustainable development of the economy. The project contains forecasts of industry development; assessment of investment needs and possibilities of financing, including project financing; proposals for systemic changes in tax regulation in accordance with modern challenges; establishment of price setting based on the Russian price indicators; organization of oil exchange trade in Russia for promotion of Russian oil export by a “fair” price. The project is interdisciplinary one and, in addition to the managerial and economic issues, it considers the analysis of social consequences of declining oil revenues to the state budget, reduction of foreign currency revenues for oil companies, as well as examines legal aspects of the proposed measures implementation.
Данное исследование является продолжением многолетней работы авторского коллектива по тематике, связанной с антикризисным управлением, устойчивостью экономики России и отдельных компаний. В активе авторов – множество научных публикаций в России и за рубежом, в том числе монография и учебник. В отличие от предыдущих работ, данное исследование охватывает отраслевой разрез – нефтяной сектор экономики. Выбор отрасли определяется ее огромной важностью для развития страны: сложившейся структурой государственных доходов, низкой диверсификацией экономики, значительным объемом экспорта нефти и нефтепродуктов, а также новыми вызовами, к которым можно отнести: • наметившуюся стагнацию спроса на российскую нефть; • введение секторальных санкций; • необходимость изменения географии добычи из-за выработки ряда месторождений; • сужение европейского и возможное расширение азиатско-тихоокеанского рынка; • недостаточное развитие полномасштабной биржевой торговли нефтью на российских площадках; • дискриминационные меры западных стран при установлении цен на российскую нефть Важность нефтяной отрасли для России и ее турбулентность требуют научного обоснования соответствующих изменений в государственной отраслевой политике. Проведенное исследование направлено на разработку системы новых стабилизационных и антикризисных мер государственной политики в нефтяной отрасли путем: • выделения приоритетных направлений инвестиций в нефтяную отрасль в условиях дефицита ресурсов; • увеличения инвестиций за счет нетрадиционного для России проектного финансирования; • изменения налогового регулирования для повышения прозрачности функционирования отрасли и увеличения отдачи от нее; • изменения системы ценообразования и продвижения российских маркерных сортов нефти, организации биржевой торговли для установления «справедливой» цены на нефть. Данный подход продолжает и развивает исследования авторского коллектива, выполненные по заказам Минэнерго и ряда нефтяных компаний в 2011-2016 гг. В то же время он является новым относительно имеющихся исследований, его реализация даст приращение научных знаний и позволит внести отвечающие времени коррективы в государственную политику в нефтяной отрасли. В основе исследования лежит концептуальное положение: эффективная система государственного регулирования нефтяной отрасли должна, с одной стороны, обеспечивать получение государством природной ренты, генерируемой при добыче сырья, с другой – соответствовать потребностям долгосрочного развития столь важной для России отрасли. Научное исследование выполнено при информационной и финансовой поддержке факультета государственного управления имени М,В.Ломоносова.
Сложившийся авторский коллектив может осуществлять постоянный мониторинг отрасли по разработанной методологии и намеченным направлениям, что даст возможность ФГУ войти в группу наиболее известных исследователей энергетического сектора (наряду с ГУ ВШЭ, Сколково, МГИМО, институтом имени Гайдара). На основе проекта может быть подготовлена монография, в которой будут обобщены и систематизированы полученные выводы. Монография может стать основой для подготовки учебника для магистратуры по направлению «Нефтегазовый бизнес».
Проведенное исследование позволило сделать определенный шаг вперед к формированию системы стабилизационных и антикризисных мер для нефтяной отрасли. Полученные научные результаты и практические предложения авторов основаны на выявлении сложившихся трендов динамики производства и потребления нефти, прогнозах их изменения, оценке действующего правового регулирования нефтяного сектора в России и за рубежом, возможностей использования передового зарубежного опыта у нас в стране. Основные результаты анализа, имеющие критическое значение для выводов и предложений авторов, сводятся к следующему. • В настоящее время Россия имеет устойчивое положение в группе лидеров по производству и экспорту нефти. Однако степень выработанности запасов в России приближается к 60%, ежегодный объем прироста запасов отстает от объемов добычи, что свидетельствует о необходимости повышения внимания к геолого-разведочным работам: увеличение объёма геологоразведочных работ должно обеспечить прирост до 13–15 млрд т запасов нефти. • В соответствии с наиболее признанными среди аналитиков прогнозами по развитым странам рост потребления нефти практически не предполагается, общий рост потребления нефти возможен за счет развивающихся стран, что потребует от России переориентации на восточное направление. • Рассмотрение для России консервативных и целевых сценариев показывает, что значимое увеличение внутреннего потребления нефти не предполагается; экспорт может увеличиться, хотя консервативный сценарий предполагает его некоторое сокращение; на европейском рынке многократно уменьшится потребность в российском мазуте и дизельном топливе Тем не менее, несмотря на возможное снижение спроса, стратегически Россия не рассматривает возможность и целесообразность сокращения добычи. • Санкциями Россия поставлена в условия, не позволяющие в полной мере пользоваться мировыми инновациями, преимуществами международного разделения труда. Курс на импортозамещение призван обеспечить сохранение мирового лидерства в нефтяной отрасли, высокой конкурентоспособности российских нефтяных компаний. Но снижение доходов нефтяных компаний из-за снижения мировых цен ограничивает их инвестиционные возможности. • Правовое регулирование в рассматриваемой сфере включает установление налогового режима, лицензирование нефтедобычи и установление жесткого контроля нефтедобычи. В отличие от других стран, в России правовое регулирование в нефтяной сфере получило развитие в первую очередь в сфере лицензирования и налогообложения. Правовые акты, содержащие нормативы по охране окружающей среды, осуществления контроля в сфере нефтедобычи преимущественно носят рамочный характер. Отсутствие четких правил проведения контрольно-надзорных мероприятий негативно сказывается как на нефтедобыче, так и на экологии. В качестве составляющей системы стабилизационных и антикризисных мер для нефтяной отрасли традиционно рассматривается инвестиционная политика. Для ее совершенствования нами предлагаются следующие основные меры. • Круг проблем, стоящих перед нефтяной отраслью России, показывает, что приоритетными направлениями инвестиций является не рост добычи, а замена выбывающих месторождений, повышение конкурентоспособности России в нефтяном секторе не по количественным, а по качественным показателям, переориентация на азиатские рынки. В связи с турбулентностью развития нефтяной отрасли прогноз потребности в инвестициях в России был скорректирован: по большинству позиций наблюдается смещение потребности на более ранний период - значительные инвестиции желательны до 2020-2022 г. • Правительство России, функционируя в рыночных условиях, в качестве антикризисных мер не должно использовать прямые методы поддержки нефтяных компаний за счет централизованных государственных фондов, как это наблюдалось в годы перестройки и последующие годы. Правительство может осуществлять финансовую поддержку нефтяных компаний только в установленных законодательством случаях (импортозамещение, антикризисные мероприятия, приоритетное развитие регионов Дальнего Востока и др.). • Выборочный анализ по российским компаниям показывает, что синергетический эффект от слияний и поглощений нефтяных компаний недостаточен. В связи с этим в современных условиях целесообразно смещение структуры инвестиций от неорганического роста к органическому, а также развитие институциональной поддержки малого нефтяного бизнеса. • Изменения геополитической обстановки, снижение цен, падение курса рубля по отношению к доллару привели к сокращению капитальных расходов, хотя и в меньшей степени, чем у западных компаний. Для выполнения контрольных показателей Энергетической Стратегии - 2030 темпы роста инвестиций должны быть увеличены до уровня 2010-2013 гг. • У большинства нефтяных компаний доля инвестиций в переработку составляет 10-15% всех инвестиций. Для решения задачи увеличения глубины переработки, поставленной Энергетической Стратегией - 2030, необходимо увеличить инвестиции в переработку, что, однако, трудно осуществимо из-за сокращения общего объема инвестиций. • Российские компании, несмотря на объективные и субъективные сложности периода, не сворачивают инвестиции относительно активов и выручки и по ряду удельных показателей (величина инвестиций на доллар активов, соотношение капитальных затрат и выручки) и вполне сопоставимы, а иногда и опережают западные компании. Но соотношение «инвестиции/объем добычи», позволяющее косвенно судить о технической вооруженности, удельном весе ТРИЗ в общей добыче, затратах на обеспечение экологической безопасности в нефтяной отрасли необходимо «подтянуть» до уровня зарубежных компаний. • Несмотря на то, что иностранные нефтяные компании преимущественно используют консервативную стратегию финансирования и привлекают относительно немного заемных средств, у российских компаний финансовый рычаг ниже, чем у западных. Поэтому в перспективе возможно изменение стратегии финансирования у российских нефтяных компаний: увеличение использования долгосрочных источников финансирования, в том числе не только кредитов банков, но и других финансовых инструментов, известных в развитых странах. • В качестве одного из механизмов финансирования долгосрочных капиталоемких нефтяных проектов целесообразно шире применять проектное финансирование. Оно позволяет нивелировать ограничения корпоративного, заемного и бюджетного видов финансирования, так как не является простой комбинацией известных подходов к финансированию, а порождает новые формы финансирования, продуцирует новые возможности (привлечение более высокого объема инвестиционных ресурсов; финансирование проекта через «новую», специально созданную компанию, отсутствие требований к ее финансовому состоянию на основе «истории»; возможность отсрочки возврата основного долга до вывода производства на проектную мощность, проч.). • В настоящее время развитие проектного финансирования в России осложняется ввиду рассмотренных в исследовании факторов. Тем не менее, несмотря на сложности его использования в настоящее время, правительство России предполагает, что с 2018 года на базе ВЭБ должна заработать «фабрика проектного финансирования». Задача России на современном этапе – создание институтов для полноценного использования проектного финансирования на основе адаптации лучших мировых практик и учета специфических российских условий. • Совершенствование инвестиционной политики предполагает и увеличение социальной ответственности за перспективы устойчивого развития общества. Переориентация бизнеса в направлении ответственного инвестирования имеет принципиальное значение для России, поскольку должна стать частью новой стратегии развития России взамен исчерпавшей себя старой модели, основанной на экспорте углеводородов. • Несмотря на невозможность прямых сопоставлений, по косвенным признакам можно утверждать, что западные нефтяные компании вкладывают в устойчивое развитие значительно большие суммы, чем российские. Ужесточение экологических стандартов, усиление внимания к этическим кодексам приведет к усилению социальной ответственности и в России. Формирование системы стабилизационных и антикризисных мер для нефтяной отрасли включает и изменения налогового режима. • Несмотря на то, что действовавший в России с начала XXI века налоговый режим в нефтяной отрасли дал определенный положительный результат, в основе налогообложения в России остаются налоги с валовых показателей (выручки от добычи и переработки, экспорта), которые не обеспечивают связь финансовых результатов компаний и величины уплаченных ими налогов. Поэтому важной составляющей стратегии реформирования налогового режима России может стать введение налога на добавленный доход (НДД), который позволяет связать выплату налогов и финансовые результаты нефтяных компаний. Его преимущества доказаны многолетним опытом применения за рубежом. • Однако в условиях волатильности цен на нефть угрозы для России, в которой бюджет в значительной степени зависит от нефтяных налогов, при резком налоговом маневре представляются очень серьезными. В связи с этим целесообразен не резкий налоговый маневр, а апробация перехода на НДД на пилотных проектах. • Доля общей налоговой нагрузки в выручке компаний нефтяного сектора России существенно выше аналогичного показателя крупнейших иностранных нефтяных компаний. Для российских нефтяных компаний высокая доля налогов в выручке является следствием высоких «отраслевых» налогов. Переход на НДД позволит сбалансировать доходы компаний с их финансовыми результатами. Понимание важности изменения системы ценообразования и организации биржевой торговли нефтью в России для улучшения финансового состояния компаний и наполняемости бюджета страны пришло относительно недавно. В рамках проведенного исследования нами сделаны следующие предложения: • Для совершенствования ценообразования на рынке нефти сегодня необходимо появление новых маркерных сортов, и Россия, как один из лидеров нефтедобычи, должна принять участие в этом процессе. Прозрачности ценообразования будет способствовать постепенное снижение значимости формульных расчетов и формирование прямой рыночной цены через реально заключенные сделки. • Хотя биржевая торговля не является основным инструментом торговли нефтью и ценообразующим фактором не только в России, но и во всем мире, роль СПбМТСБ в ценообразовании на нефть весома и по нашим прогнозам будет возрастать. Это будет достигаться не только высокой долей торговли, но и более объективной методикой, основанной на учете большего числа сделок как на биржевом, так и внебиржевом рынках. • Несмотря на явные преимущества привязки ценообразования на нефть к биржевым котировкам, при непродуманных и поспешных шагах российская биржа может сыграть и негативную роль, в частности из-за преобладания на бирже ВИНК и опасности монопольного сговора. В настоящее время актуальной видится задача формирования индикатора, отражающего как биржевую составляющую для снижения внешних рисков, связанных с волатильностью цен на зарубежных торговых площадках, так и цены нетбек для снижения риска монопольного контроля над рынком со стороны крупнейших участников биржевой торговли. По мере увеличения объема торгов биржевая котировка будет становиться все более индикативной, а применение расчетного ценового индикатора будет постепенно терять свою значимость. • Если котировки нефти становятся для РФ инструментом пополнения бюджета и повышения доходности нефтяных компаний, то наиболее простой и безрисковой стратегией участия на рынке нефти является перепривязка нефтяных контрактов к более сернистым бенчмаркам и индексам, таким как Dubai или ASCI. Если Россия планирует играть ключевую роль на мировом нефтяном рынке и участвовать в формировании глобальных цен, то целесообразно создание собственной спотовой, а затем и биржевой торговой площадки с собственным бенчмарком. • Россия с ее высокими показателями производства нефти и фактически единой транспортной системой может создать сразу два маркерных сорта: ESPO, поставляемый в АТР, и Urals, поступающий на европейские рынки. • В настоящее время для обеспечения ликвидности рынка целесообразно использование одной биржи - уже существующей СПбМТСБ. В то же время статус России как ведущего производителя и экспортера нефти создает условия для открытия и второй биржи в недалеком будущем с базисом физической поставки через порт Козьмино. Таким образом, решение поставленных в исследовании задач позволило реализовать цель исследования – на основе выявленных трендов спроса, предложения нефти разработать целостную систему предложений по уточнению государственной отраслевой политики в нефтяном секторе, которая позволит повысить стабильность отрасли, увеличит возможности устойчивого развития экономики страны.
Факультет государтсвенного управления, Выполнение проектов, финансируемых академическими надбавками факультета государственного управления |
# | Сроки | Название |
1 | 1 ноября 2016 г.-1 мая 2017 г. | Современные тенденции изменения спроса и предложения нефти на мировом рынке. Инвестиционные потребности нефтяной отрасли и возможности ее финансирования в современных условиях |
Результаты этапа: | ||
2 | 2 мая 2017 г.-2 октября 2017 г. | Возможности, преимущества и ограничения привлечения инвестиций для развития нефтяной отрасли за счет проектного финансирования в условиях нестабильности |
Результаты этапа: | ||
3 | 3 октября 2017 г.-1 ноября 2017 г. | Системные изменения налогового режима нефтяной отрасли в соответствии с новыми внешними и внутренними вызовами |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".