![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Выполнено систематическое исследование игровой деятельности, опосредствованной компьютерами и Интернетом, начиная от дошкольного и младшего школьного возраста, вплоть до взрослых игроков. В ходе выполнения проекта были применены следующие методы и подходы: теоретический анализ и аналитическая работа, квазиэксперимент, онлайновое исследование, кросс-культурное исследование. Изучены особенности развития познавательной активности в процессе компьютерной игры у старших дошкольников и младших школьников. Исследование проведено в естественной (т.е. не в лабораторной) среде – среде развивающей или развлекающей игры в домашней обстановке или в детском дошкольном учреждении. Выявлена эмпирическая классификация компьютерных игр. Исследованы имплицитные представления геймеров о психологических характеристиках компьютерных игр и возможных психологических последствиях геймерства: в факторном исследовании показано, что эти представления у игроков структурированы и что они спефицичны для разных типов игр. Доклад «Имплицитные знания геймеров о психологическом воздействии компьютерных игр» (авторы: Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А.) был представлен на Международной конференции по взаимодействию человека с компьютером в Сан Диего, США (2009 г.) с участием около 3 000 участников (1397 выступлений) и был отмечен сертификатом в числе 11 лучших докладов (см. http://hcii2009.org/paperawards_view.php?thematic_id=8). На аналитическом уровне были рассмотрены распространенные представления, согласно которым для компьютерных игроков характерно развитие психологической зависимости и агрессивности/жестокости. Показано, что в обоих случаях современный уровень развития науки о психическом здоровье не позволяет предложить однозначно утвердительный либо однозначно негативный ответ на вопрос о развитии подобных процессов. Детально проработаны разнообразные аспекты, связанные с игровыми применениями систем виртуальной реальности: анализ практики показывает, что намечается тренд в сторону разработки и применения трехмерных игровых моделей. Выполненная работа окажется подспорьем в будущих исследованиях, поскольку в силу технических причин не удалось провести эмпирическое исследование в процессе выполнения данного проекта. Выполнено исследование игроков-подростков (более 1500 испытуемых), призванное раскрыть связь (либо ее отсутствие) между Интернет-зависимостью и испытываемом опытом потока у игроков. Результаты обработаны, итоговая публикация пока не подготовлена. Обоснованный вывод состоит в том, что в группе тех, для кого характерны одновременно и опыт потока, и психологическая зависимость, состоят те игроки, у которых имеются трудности по параметру оперирование временными интервалами (в зарубежной литературе именуется time management). При эмпирическом изучении взрослых игроков с помощью батареи методик (Метод Личностных факторов принятия решений; Метод Локус-контроля; Личностный опросник Эдвардса) показано, что они демонстрируют одновременно рациональность и высокую готовность к риску, склонны к экстернальному контролю в большей степени, нежели к интернальному. Для игроков в компьютерные игры не оказались значимыми такие шкалы, как Автономия, Самопознание, Чувство вины, Агрессия (последнее особенно существенно). Показано, что данные шкалы дифференцированы для игроков, предпочитающих конкретные типы игр (согласно разработанной классификации), а также для игроков моложе и старше 20 лет, для игроков женского и мужского пола. Опубликовано 20 работ по теме проекта, 1 работа сдана в печать. Выполнен ряд докладов на конференциях в РФ и за рубежом, а также на слушаниях во время международной выставки «Связьэкспоком» (доклад «Интернет как игровой полигон: новые функции игры в сетевом обществе»), на российском форуме «Безопасный Интернет».
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2008 г.-31 декабря 2010 г. | Психология игры в условиях информатизации |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".