Аннотация:В статье рассматривается роль международных спортивных событий
в формировании внешнеполитического имиджа государства. Цель исследования — изучить роль чемпионата мира по футболу в формировании имиджа
России. Использован фронтальный контент-анализ, который ориентирован
на составление максимально подробного представления об информационном потоке на протяжении определенного периода с целью выявления содержательной
динамики и носит прикладной характер. Физической единицей контент-анализа выступал номер статьи (дата выхода), а единицей анализа — текстовая
публикация.
Поиск текстов для обработки осуществлялся на английском языке с помощью поиска в Google за период с 1 мая 2018 г. по 1 августа 2018 г. Статьи должны
были одновременно содержать слова “Russia” и “World cup”. В обобщенном виде
поисковый запрос выглядел следующим образом: site: [сайт издания] Russia and
World cup. В выборочную совокупность вошли наиболее популярные статьи по
запросам в Google. Из найденных текстов были исключены статьи, содержащие
только сводку спортивных показателей, так как задачам исследования удовлетворяли статьи, затрагивающие социальные, политические и экономические
аспекты чемпионата мира по футболу 2018 г.
В частности, исследовались информационные приоритеты СМИ различных
стран. Для американских и британских СМИ важно, в частности, соблюдение
прав человека в России, а для китайских СМИ — возможность получать прибыль
от поставок собственной продукции. Отношение к государству-организатору
демонстрирует динамика враждебной риторики в публикациях зарубежных
средств массовой информации. На этапе рефлексии итогов чемпионата мира
по футболу количество негативных публикаций заметно снизилось, а положительные — стали преобладать.
Результаты исследования свидетельствуют о позитивной роли ЧМ2018 в формировании имиджа российского государства. Чемпионат мира по
футболу-2018 внес вклад в позитивный имидж России возможностью посетить государство-организатор и верифицировать имеющиеся на его счет
убеждения.