Аннотация:Аннотация
Парадоксальность практической психологии во многом определяется тем, что, с одной стороны, психологи стремятся сделать людей счастливее, но с другой стороны, сами психологи часто не могут внятно сформулировать, что есть счастье. В этой ситуации любое дополнительно теоретическое осмысление проблематики счастья, несчастья и после-счастья может стать вспомогательным средством (своеобразной «подсказкой») и для психолога-практика, и для творчески ориентированного клиента. В статье анализируются основные традиции в понимании счастья: мифологическая , сказочная, религиозная, биологическая, литературная, философская, психологическая, традиции обыденного сознания, а также – социологическая традиция. Выделяются основания для типологии вариантов счастья, на основе которых можно строить разные модели счастья, несчастья и после-счастья. Также счастье рассматривается в контексте близких понятий (успех, удовлетворенность жизнью и карьерой, личностный смысл, везение и др.), включая и антиподы счастья (главный из которых - нереализованность имеющегося потенциала, близкая по сути, к «психологическому феномену дурака»). В статье подчеркивается многофакторность счастья, осложняющая его исследование традиционными методами. Также отмечается «мозаичный» характер счастья, когда разные параметры счастья постоянно меняют свою выраженность, что позволяет иногда и прогнозировать изменение вектора поиска нового счастья (после-счастья). На основе идеи «мозаичности» счастья можно строить образные модели «поля цветов» (или «поля счастья») или «клумбы цветов» (или «клумбы счастья), где каждый цветок – это отдельная радость (поочередно «расцветающая» и «увядающая»), которые в совокупности представляют целостное счастье, постоянно обновляемое и даже изменяемое «хозяином» такой «клумбы». Предлагается также обобщенная модель счастья, несчастья и после-счастья, построенная на пересечении оси активности личности в переосмыслении своего счастья и оси большей или меньшей сопричастности личности интересам других людей и всего общества. Несчастье понимается как выбор неудачной для данного человека (или группы, сообщества) позиции на данной модели. Рассматриваются этические ограничения в поиске личностью иного варианта счастья (после-счастья), которые могли бы, в перспективе спровоцировать сожаление и разочарования человека, «после того, как…» он вообще решился переосмыслить уже имеющееся счастье, как бы нарушая принцип, «от добра добра не ищут»…