Аннотация:Объектом исследования является раннехристианская апологетика как социокультурный феномен. В современной науке активно обсуждается вопрос, связанный с аудиторией раннехристианских апологий. Ряд апологий второго века, как известно, адресован непосредственно самим правителям Римской империи. Но является ли такой адресат подлинным? Или же перед нами мастерски выполненная литературная стилизация? Предметом нашего исследования является апология Аристида. Аристид, по данным древних церковных историков, был первым апологетом христианства, подавшим своё сочинение императору Адриану. Однако сирийский перевод апологии в качестве адресата указывает императора Антонина Пия. Таким образом, перед нами встают два вопроса: 1) какой же из двух императоров был адресатом в оригинальной апологии; 2) является императорский адресат реальным или же он являет собой литературную фикцию? В ходе исследования автор пришёл к следующим выводам. Во-первых, у нас нет оснований предпочесть сирийский вариант апологии всем данным церковно-исторической традиции. Эти данные подтверждает армянский перевод апологии. Также следует указать, что сирийский адресат содержит ряд ошибок и напоминает, скорее, позднейшую интерполяцию. Во-вторых, содержание апологии убеждает в том, что рассчитана она на образованного язычника, а не на христианина. И есть все основания полагать, что её адресатом в самом деле выступал император Адриан. Вместе с тем следует отметить, что апология не представляет собой официального прошения на имя императора, перед нами литературное произведение, написанное в протрептическом жанре.