Аннотация:Статья посвящена «Вселенной» Ю. Лотмана. Раскрывается значение понятий «жизнь как текст», «судьба как текст», «биография как искусство и как жизнетворчество», расшифровываются знаки семиосферы ученого. Авторы приводят примеры создания художниками и писателями своей творческой судьбы – от жизнестроения символистов, жизненных стратегий «Пролеткульта» и футуристов до культурного проекта имени самого себя Дмитрия Александровича Пригова.
Отмечается предопределенность жизненного пути Ю. Лотмана самим местом рождения – на Невском, в доме адмирала Корнелиуса Крюйса, сподвижника Петра Первого и учебой в Петершуле. Главные составляющие его научной судьбы – карамзинский и пушкинский тексты, а впоследствии и петербургский, основанный на интересе к идеологии петровской эпохи и семиотике города.
На становление личности ученого в студенческие годы оказало влияние переплетение «нитей» «коммуникативной ткани» эпохи – политико-социального пафоса времени и петербургской филологии с представлениями русских формалистов о литературе как системе. После окончания Великой Отечественной войны «ЮрМих» создает свой собственный «поведенческий текст», свою собственную биографию, превращаясь в «ЮрМиф». Для научной и личной биографии, жизни и творчества, идей и текстов характерны взаимосвязанность, взаимопределяемость, диалогичность – диалог в «большом времени» с современниками – М.М. Бахтиным и А.Ф. Лосевым.