Аннотация:Автор статьи изучает процесс формирования образа «Распутин – предатель» в период Первой мировой войны. Негативный образ Григория Ефимовича стал формироваться задолго до 1914 г. Он был многогранным: сначала недоброжелатели Распутина считали его религиозным аферистом, который выдает себя за «божьего человека», затем его обвинили во вмешательстве в управление Церковью, а также во влиянии на кадровую политику верховной власти. С момента первых неудач на фронте в отношении Распутина стал формироваться образ предателя, который действует в интересах Германии. Механизмом популяризации данного имиджа стали слухи, газетные публикации и публичные выступления депутатов Государственной думы. Виновником формирования образа предателя в отношении Распутина во многом был он сам. «Старец» Григорий накануне Великой войны несколько раз в общении с прессой высказывался против участия России в Балканских войнах и ведения боевых действий как таковых. Данное исследование основано на принципе историзма, изучении письменных исторических источников: делопроизводственной документации, материалов печати, источников личного происхождения. Весной 1915 года «Священное единение», провозглашенное думской оппозицией в самом начале войны, сменилось «патриотической тревогой», общественность стала искать внутренних врагов, началась шпиономания. В это же время Распутин привлек к себе внимание, устроив пьяный дебош в московском ресторане. Это послужило поводом для нападок на Григория Ефимовича и обвинении его в потворстве немцам. Важно отметить, что обвинения Распутина в предательстве были голословными, никаких доказательств представлено не было. Образ «Распутин - предатель» стал использоваться думской оппозицией, которая боролась за министерство общественного доверия. Все знали, что Распутин являлся другом царской семьи, поэтому объектом критики опосредованно становились царь и царица. Целью использования образа «Распутин - предатель» была попытка оказать влияние на принятие государственных решений императором и правительством.