Аннотация:В статье исследована проблема социальной ответственности государства за развитиенауки и образования в стране. Проанализированы различные модели университетов,в том числе существующие в настоящее время, а также концептуальные подходык оценке роли и значения современного образования и науки в России и в разных странах. Отражено реальное состояние сферы российскойнауки, сложившееся в результателиберальныхреформ, проанализирована динамикарасходовнанаучныеисследованияв России и в развитых странах мира. Сформулированы проблемы и противоречияв развитии науки и образования в РФ. Дан критический анализ современной концепции политики государства в сфере образования в России, которая активно внедряетсяв научно-образовательную практику в нашей стране. Сделан вывод о необходимостиповысить роль государственного управления развитием науки и образования в РФ,в том числе за счет проведения активной стимулирующей политики в сфере научнойи образовательной деятельности