Аннотация:http://chemphys.edu.ru/issues/2024-25-6/articles/817/В статье содержится обзор работ, проведенных в Институте механики МГУ в период 2021-2024 гг. Представлены результаты экспериментальных исследований эффективности применения волновых движителей (ВД) типа качающееся крыло и прямоточного ВД (ПВД) на модели судна с малой площадью сечения по ватерлинии (СМПВ) длиной 1700 мм. В качестве рабочего элемента как качающегося, так и прямоточного ВД использовался профиль NACA0015. В прямоточном ВД профиль был жестко закреплен относительно корпуса судна с наклоном хорды крыла 30. Также исследовалась эффективность применения ВД типа подводный парус. Были проведены испытания различных типов ВД на модели СМПВ меньшего масштаба – длиной 840 мм. На малой модели были проведены всесторонние исследования эффективности прямоточного ВД и ВД типа подводный парус. В качестве рабочего органа движителя ПВД использовалась наклонная пластина. Экспериментально определены оптимальные параметры ПВД (длина, наклон, погружение пластины). Исследовано влияние на скорость движения судна против волн глубины погружения корпусов (осадки судна) и глубина погружения ВД типа подводный парус. Эксперименты показали, что эффективность волновых движителей типа качающееся крыло или подводный парус в рабочем диапазоне частот волн несколько выше, чем у ПВД. Однако, в случае штормовых условий плавания, ПВД имеет преимущество, так как именно в таких условиях показывает наивысшую эффективность, а остальные рассмотренные варианты эффективны в рабочем диапазоне длин волн, зависящем от длины судна и, вообще говоря, не совпадающим с длиной штормовых волн.