Аннотация:Для решения практической проблемы становления исторической субъектности вопрос начала или предельной единицы человеческого сознания крайне
важен. Определяя предельную минимальную единицу сознания, мы должны выделить то качество (в гегелевском понимании категории качества), которое характерно для самого простейшего феномена специфически-человеческого сознания. Это и будет искомая нами предельная или минимальная единица сознания. Правильное определение такой исходной точки становления сознания субъекта исторического действия предполагает опору на всю предшествующую философскую культуру. Интерес представляет вся история понимания человеческого сознания в целом и концепции английского и французского эмпиризма в частности. На уровне принципа в этих концепциях не только полагается сенсуалистический подход к индивидуальному сознанию и к познанию как таковому, но и развивается до возможного предела. В статье показано, как в философии новоевропейского эмпиризма решали этот вопрос.