СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ МЫШЕЙ И ГРЫЗУНОВ ИЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОПУЛЯЦИЙ В СТАНДАРТНОЙ И ОБОГАЩЕННОЙ ВЕРСИИ ТЕСТА «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ»статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:Исследовательская активность является жизненно важной формой поведения, складывающейся
под влиянием среды обитания и индивидуального опыта животных. Для оценки роли этих факторов
мы изучили исследовательское поведение в идентичной обстановке у трех видов грызунов, разли-
чающихся по своим экологическим нишам, особенностям навигации и богатству индивидуального
опыта: животных из естественных популяций –рыжей полевки (Clethrionomys glareolus) и малой
лесной мыши (Sylvaemus uralensis) – и лабораторных мышей линии C57BL/6J. Исследовательское
поведение регистрировали в стандартизованном тесте «Открытое поле». Для оценки влияния новиз-
ны обстановки животным в течение четырех сессий предлагали обследовать сначала пустое, а затем
обогащенное объектами «открытое поле». Экспертная аннотация поведенческого репертуара выяви-
ла, что животные совершают 11 специфических поведенческих актов, направленных на освоение
пространства в пустой арене, и 22 типа актов в обогащенной арене. При этом нами были выявлены
специфические поведенческие акты, характерные только для грызунов из естественных популяций
или только для лабораторных мышей. Было установлено, что рыжие полевки проявляют значи-
тельно меньшую исследовательскую активность по сравнению с двумя видами мышей, которые
по уровню исследовательской активности незначительно отличаются друг от друга. Существенным
фактором, влияющим на исследовательскую активность сравниваемых видов, оказалась насыщен-
ность среды объектами. Добавление объектов не только увеличивало общую исследовательскую
активность животных, но и изменяло структуру их исследовательского поведения. При этом, в от-
личие от исходной гипотезы, сам фактор новизны обстановки оказывал на поведение наименьшее
влияние, причем эффект различался в зависимости от конкретных форм поведения и проявлялся
только в комбинации с другими факторами. Полученные результаты выявляют многомерные и не-
линейные отношения в факторах, детерминирующих поведение грызунов в тесте «открытое поле»,
которые следует учитывать в анализе нейронных основ этого поведения и при интерпретации ис-
следовательского поведения животных в естественных условиях.