![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
ИСТИНА ФИЦ ПХФ и МХ РАН |
||
Тизер доклада-перформанса №3 ("Если Уайтхед и Черенков – галлюцинации Фейерабенда, возникшие в момент прикосновения скальпеля к опухоли в его мозгу?") совместного проекта Сержа Степанищева и #VJkET "Философские романы современности" в Электротеатре Станиславский, посвященного пьесе немецкого философа Михаэля Хампе «ТУНГУСКА или КОНЕЦ ПРИРОДЫ». Действие разворачивается во сне лежащего на операционном столе Фейерабента (Feierabent, произносится как и фамилия автора «методологического анархизма» Фейерабенда, Feyerabend). Во сне он сидит на палубе плывущего в тумане в неизвестном направлении грузового судна, а из стены за спиной выходят Черенков (Tscherenkov – похоже на Cherenkov, как обычно транскрибируют фамилию советского физика), Адольф Бордманн (Bordmann – почти как фамилия швейцарского биолога Портмана, Portman) и Альфред Блэкфут (он Уайтхед). Обсуждают природу реальности. Перевод сопровождающего видео текста: Тунгуска. или Конец природы. Мощность взрыва была велика настолько, что нам, выжившим (но в каком смысле мы выжили, если «быть выжившим» в рамках метафоры, предложенной Хампе, значит разговаривать и мыслить после своей смерти?), теперь трудно думать о чем-то «внутриконстантном». Как в случае неизвестно куда закатившейся детальки, наша мысль постоянно возвращается к Х, отвлекаясь от всего другого. Мы как не видящие стекла птицы (а видят ли его глаза совы Минервы?) – что-то мешает нам долететь до желаемой точки, но мы не можем понять, что. Из-за этого и все наши вопросы уходят корнями в тревожную настороженность вглядывающейся в туман и не обнаруживающей в себе никаких других, кроме тумана, оснований, строгости (которая есть не что иное, как отпечаток на лице «той» ослепительной вспышки: она похожа на выражение лица проснувшегося за рулем или того, кто обрел равновесие после того, как чуть не упал).